В. П. Рева, А. В. Торхова
Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова, г. Могилев, Республика Беларусь
Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, г. Минск, Республика Беларусь
Cистемно-синергетические предпосылки воспитания культуры музыкального восприятия у младших школьников
Аннотация. Сущность рассматриваемой в статье проблемы состоит в обосновании методологии воспита- ния культуры музыкального восприятия у младших школьников, в частности системно-синергетического под- хода. Использовались методы анализа, систематизации, обобщения, ранжирования, классификации, концепту- ализации, прогнозирования. Материалами исследования явились монографии и научные статьи по проблеме. Раскрыт нелинейный характер взаимодействия музыкального искусства и личности. С позиций системно-си- нергетического подхода культура музыкального восприятия обосновывается как сложное творческое явление, обладающее внутренними ресурсами самоорганизации. Показано, что наиболее утонченные субстанции духов- ности раскрываются в восприятии музыки через динамические взаимодействия психики и тела, эстетические отклики, эффекты личностного откровения, созерцания, эвристической догадки, сотворчества, соучастия, сопе- реживания. На этом основании утверждается, что воспитание культуры музыкального восприятия должно пред- ставлять собой тонкую сферу педагогической деятельности, строиться с учётом системных и синергетических аспектов организации слушания музыки, с предвидением её резонансных последействий для учащихся. В каче- стве оптимального периода для актуализации системно-синергетического подхода к воспитанию культуры му- зыкального восприятия определяется младший школьный возраст, характеризующийся непосредственностью выражения чувств и переживаний. Рассмотрение процесса воспитания культуры музыкального восприятия в координатах системно-синергетического подхода позволяет моделировать его в соответствии с интонационными закономерностями музыки как вида искусства и на этой основе создавать эффективные методики и методы.
Ключевые слова: культура музыкального восприятия, системно-синергетический подход, младший школьник, методика воспитания.
Дата поступления статьи: 13 мая 2021 г.
Для цитирования: Рева В. П., Торхова А. В. (2021). Cистемно-синергетические предпосылки воспитания культуры музыкального восприятия у младших школьников // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 15. № 2. С. 107–115. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.2.13.