Художественная флористика в поздней лирике М. Ю. Лермонтова

Г. В. Косяков
gen777kos@mail.ru

Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация


Художественная флористика в поздней лирике М. Ю. Лермонтова

Аннотация: Исследование посвящено изучению художественной флористики в поздней лирике
М. Ю. Лермонтова 1837–1841 гг. в контексте диалога культурных традиций. Цель статьи – выявить роль
образной флористики в создании художественной картины мира русского романтика, в раскрытии духовных
исканий лирического героя. Исследование проводится на основе историко-литературного, культурно-исторического, историко-генетического, типологического методов, методики целостного анализа. Результаты заключаются в раскрытии новаторства Лермонтова в развитии образов лавра, пальмы, чинары, сосны, тополя, дуба,
а также образов листа, ландыша, лилии. В контексте межкультурного диалога художественная флористика
участвует в развитии магистральных для творчества русского поэта мотивов (одиночества, странничества,
благодатного преображения), в индивидуальном мифотворчестве, воплощает концептуальные представления
об органичном единстве земного и небесного миров, о бессмертной душе, святости, любви, покое и свободе.
Древесные образы в лирике русского романтика приобретают полифоничность. Статья расширяет представления о своеобразии композиции, сюжетостроения, хронотопов лирических текстов Лермонтова. Делаются
выводы о том, что художественная флористика поздней лирики Лермонтова является значимым компонентом
поэтики, оформляя аллегорические, метафорические и символические пейзажи. Образная флористика отражает особенности художественной антропологии, гносеологии, онтологии и метафизики в лирике русского
романтика. Художественная флористика в лирике Лермонтова выполняет множество функций, раскрывая
духовный трагизм и искания лирического героя, благодатное преображение его души; воплощая представления о красоте и величии природного мира. Художественная флористика вводит как мифологические архетипы (мировое древо), так и христианские концепты мученичества, благодати, рая, любви, свободы и покоя.
Русский романтик в зависимости от особенностей лирического контекста усиливает или ослабляет гендерное
звучание флористического культурного кода.

Ключевые слова: флористика, мировое древо, мотив, концепт, мифопоэтика, религиозность, романтизм.

Дата поступления статьи: 15 мая 2023 г.

Для цитирования: Косяков Г. В. (2024) Художественная флористика в поздней лирике М. Ю. Лермонтова.
Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 18, № 1, с. 17—31. DOI: 10.57015/issn1998-5320.2024.18.1.2.

Скачать статью