Проблемы управления образованием в постсоветской России в контексте диссертационных исследований по педагогике

Л. А. Шипилина
shipilina-l@yandex. ru

Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация

Проблемы управления образованием в постсоветской России
в контексте диссертационных исследований по педагогике

Аннотация: Статья посвящена разрешению научной проблемы, обусловленной противоречием между
требованиями к качеству управления образованием в условиях реформирования образования в современной
России и существующей практикой управления образованием, неспособной обеспечить требуемое качество.
Научная задача, позволяющая разрешить данную проблему, заключается в выявлении научного потенциала
педагогической науки в области управления образованием и определении направлений совершенствования
управленческой практики в реформировании образования. Для реализации поставленной задачи на основе
системного подхода осуществлен ретроспективный анализ известных концепций и теорий управления образованием, диссертационных исследований по педагогике за период 1992–2022 гг. Изучена выборка в количестве
664 авторефератов диссертаций по общей педагогике и теории и методике профессионального образования
из общего массива 37057 (электронная библиотека диссертаций и авторефератов), в темах которых заявлены
проблемы управления образованием. Анализ материалов научных публикаций и диссертаций по проблематике управления образованием в педагогике показал, что наука в целом располагает необходимыми идеями,
концепциями, спроектированными системами, обоснованными технологиями, экспериментально доказанными эффективными результатами, позволяющими значительно повысить качество управления образованием на всех уровнях системы образования. Проведенное исследование, к сожалению, позволило констатировать наличие разрыва между теорией и практикой управления. Выявлены наиболее актуальные проблемы в
управлении образованием: профессиональная подготовка менеджеров образования в системе высшего образования, управление формированием и развитием воспитательных систем, разработка технологий управления
образованием.

Ключевые слова: образование, управление образованием, качество управления образованием, педагогические исследования, внутришкольное управление, управление образовательными системами, управление
качеством образования, подготовка менеджеров образования.

Дата поступления статьи: 28 декабря 2023 г.

Для цитирования: Шипилина Л. А. (2024) Проблемы управления образованием в постсоветской России
в контексте диссертационных исследований по педагогике. Наука о человеке: гуманитарные исследования,
том 18, № 1, с. 104–118. DOI: 10.57015/issn1998-5320.2024.18.1.10

Скачать статью