Реализация этнокультурной составляющей в содержании предмета «Родной (хантыйский) язык» через презентацию вербальных и невербальных артефактов

А. Е. Белькова
bae14@mail.ru

Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, Российская Федерация

Реализация этнокультурной составляющей в содержании
предмета «Родной (хантыйский) язык» через презентацию
вербальных и невербальных артефактов

Аннотация: В настоящее время в российском образовании происходят значительные трансформации, в
частности, к тезаурусу методической подготовки добавилось определение «этнокультурная составляющая»,
которая предполагает особую организацию учебно-воспитательного процесса в школе, направленную на получение этнокультуроведческих знаний; формирование умений анализировать, оценивать и интерпретировать
явления родного языка и культуры; приобретение опыта общения в пространстве этнокультурного знания;
овладение основными ценностями культуры определенного этноса. Этнокультурная составляющая является
ведущей на всех этапах обучения родному (хантыйскому) языку в средней школе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В этом случае кумулятивная функция языка помогает приобщить обучающихся к культуре
своего этноса. Именно поэтому от качества обучения родному языку в школе зависит качество общего образования современного поколения коренных малочисленных народов Севера. Считаем, что реализация этнокультурной составляющей в содержании предмета «Родной (хантыйский) язык» возможна через презентацию
вербальных и невербальных артефактов. Отсюда возникает необходимость разработки комплекса заданий по
родному языку с этнокультурной составляющей. В статье впервые публикуется комплекс заданий по родному
(хантыйскому) языку для обучающихся 5 класса в рамках этнокультурного аспекта с использованием артефактов. Артефакты представляют собой материализованные предметы культуры, которые раскрывают смысл
и значение культуры этноса ханты, например, набор орудий труда, постройки и их детали, национальный
костюм, фольклор, музыкальное произведение, прикладное декоративное искусство и т. п.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера, Ханты-Мансийский автономный округ –
Югра, этнокультурный аспект, вербальный артефакт, невербальный артефакт, родной язык, хантыйский язык,
сургутский диалект.

Дата поступления статьи: 11 января 2023 г.

Для цитирования: Белькова А. Е. (2023) Реализация этнокультурной составляющей в содержании предмета «Родной (хантыйский) язык» через презентацию вербальных и невербальных артефактов. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 17, № 4, с. 180–191. DOI: 10.57015/issn1998-5320.2023.17.4.18.

Скачать статью