Принципы подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности

А. В. Савченков, Н. В. Уварина, Г. В. Щагина
nuvarina@yandex.ru

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация

Принципы подготовки будущих педагогов профессионального
обучения к осуществлению воспитательной деятельности

Аннотация: При всем многообразии исследований, посвященных проблеме подготовки будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности, она остается малоизученной. Не раскрыты принципы
организации подготовки будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности, а также методологические подходы к этому процессу; недостаточно изучены связи и отношения между различными
компонентами системы подготовки будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности. Цель
статьи – теоретически обосновать принципы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности,
выступающие ядром разрабатываемой концепции. Ядро концепции представляет собой сложную, динамическую, целенаправленную систему фундаментальных знаний о феномене подготовки будущих педагогов к
воспитательной деятельности и готовности к ней. Общими в концепции являются принципы системности,
научности, вариативности, целенаправленности и результативности, содержательной и структурной целостности. К специфическим принципам реализации концепции были отнесены следующие: 1) осознанной
перспективы; 2) диалогичности и сотрудничества; 3) проекции социальной и профессиональной ориентации
в воспитательной деятельности; 4) формирования опыта наставнической деятельности; 5) формирования
социальных и профессиональных императивов; 6) взаимодополнения воспитательных мероприятий вуза и
производственной практики; 7) динамики воспитательного процесса вуза; 8) интегративности; 9) становления
виртуальной идентичности; 10) формирования опыта реализации виртуальных форм воспитательной деятельности; 11) обеспечения открытости и гибкости воспитательного процесса; 12) ситуативной и прогнозируемой
адекватности; 13) самообразования и самосовершенствования; 14) студентоцентрированного воспитания и
активной познавательной позиции; 15) субъектности; 16) коммуникативного партнерства и сотрудничества;
17) ориентации на формирование ценностных отношений.

Ключевые слова: концепция, общие и специфические принципы, педагоги профессионального обучения,
воспитательная деятельность, закономерности, профессиональная гибкость, профессиональная устойчивость,
виртуальные формы воспитания.

Дата поступления статьи: 10 июня 2023 г.

Для цитирования: Савченков А. В., Уварина Н. В., Щагина Г. В. (2023) Принципы подготовки будущих
педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности. Наука о человеке:
гуманитарные исследования, том 17, № 4, с. 99–110. DOI: 10.57015/issn1998-5320.2023.17.4.10.

Скачать статью