Подготовка студентов к инклюзивному образованию посредством технологии социально-эмоционального обучения

Т. Ю. Четверикова, О. С. Кузьмина
t_chet@omgpu.ru

Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация

Подготовка студентов к инклюзивному образованию посредством
технологии социально-эмоционального обучения

Аннотация: Современная ситуация актуализирует необходимость эмоционально-ценностного отношения
субъектов образовательного процесса на всех его уровнях. Важной составляющей подготовки будущих педагогов
является не только формирование их профессиональной компетентности, но и совершенствование социальных
навыков и ценностно-ориентированная направленность. В представленном исследовании рассматривается возможность применения технологии социально-эмоционального обучения при подготовке студентов вуза к работе в условиях инклюзивного образования. Теоретический обзор отечественных и зарубежных научных достижений позволил
выделить необходимый спектр социальных навыков. Определен механизм использования технологии социально-эмоционального обучения в подготовке студентов высшей школы к инклюзивной практике, состоящий из
проживания социально-образовательных ситуаций, их оценивания, конструирования ценностных целей, смыслов
и планов, управления собственными чувствами, трактовки чувств и эмоций других людей. Выделены значимые
методы, побуждающие студентов высшей школы к пониманию смысла и ценности педагогической деятельности
в ситуации совместного обучения детей с нормативным и нарушенным развитием. Представлены планируемые
результаты реализации рассматриваемой технологии, включающие способность будущих педагогов решать профессиональные задачи в сфере инклюзивной педагогической практики, а также владение ими ценностным отношением к инклюзивной культуре и ее субъектам, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инклюзивное образование, подготовка студентов, технология социально-эмоционального обучения, ограниченные возможности здоровья.

Дата поступления статьи: 1 февраля 2023 г.

Для цитирования: Четверикова Т. Ю., Кузьмина О. С. (2023) Подготовка студентов к инклюзивному
образованию посредством технологии социально-эмоционального обучения. Наука о человеке: гуманитарные
исследования, том 17, № 4, с. 139–148. DOI: 10.57015/issn1998-5320.2023.17.4.14\

Скачать статью