Междисциплинарность как категория И принцип современного педагогического образования

Л. Н. Антилогова, И. А. Маврина, Н. П. Мурзина
antilogova@yandex.ru
Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация

Междисциплинарность как категория
И принцип современного педагогического образования

Аннотация: Научная проблема, которой посвящена статья, обусловлена наличием противоречия между недостаточной разработанностью подхода к построению содержания и конструированию технологий педаго- гического образования на основании принципа междисциплинарности и реальным применением междисци- плинарного подхода в совершенствовании ФГОС высшего педагогического образования, поскольку в науке  существуют несоответствия между теоретическими предпосылками (отраженными в научных исследованиях по философии, социологии, педагогике 2001-2022 гг.) и актуальной практикой. Научная задача, позволяющая решить проблему, заключается в определении контекстуальной сущности общенаучной категории «междис- циплинарность» для педагогической науки и практики, а также в систематизации принципов междисци- плинарного подхода применительно к психолого-педагогическим исследованиям. Методологическая база состоит в изложении концептуально-теоретических основ исследования, к которым отнесены систематизация принципов анализа ключевого понятия, теория категориальной систематики, а также сравнительный анализ категорий дисциплинарности и междисциплинарности. Информационной базой исследования выступили аналитические материалы по проблеме междисциплинарности в педагогической науке и психолого-педаго- гических исследованиях, посвященные многовекторным трансформациям образования на разных уровнях и задаваемым ими социокультурному контексту актуальным изменениям. В качестве инструментария использо- вались методы анализа, социологические методы обработки данных. Была предложена методика разработки всех видов аттестации на основании междисциплинарного подхода. Эмпирические результаты апробации  показали важность формирования междисциплинарного знания в решении учебно-профессиональных задач студентами педагогического вуза. Основные теоретические результаты исследования: автором Л. Н. Анти-  логовой систематизированы принципы, на которых основано применение междисциплинарного подхода в психолого-педагогических исследованиях; автором И. А. Мавриной предложена схема анализа педагогических категорий «междисциплинарность» и «межпредметность» на основе метода категориальных рядов; показано применение метода триадных сеток в установлении взаимосвязей и взаимозависимостей между характеристи- ками педагогического образования. Основные эмпирические результаты исследования, полученные автором Н. П. Мурзиной, могут быть применимы к разработке и корректировке контрольно-измерительных материалов для промежуточной и итоговой аттестации студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: педагогическое образование, междисциплинарность, междисциплинарный подход, принципы междисциплинарности, категориальный ряд, трансформация образования.

Дата поступления статьи: 8 мая 2023 г.

Для цитирования: Антилогова Л. Н., Маврина И. А., Мурзина Н. П. (2023) Междисциплинарность как категория и принцип современного педагогического образования. Наука о человеке: гуманитарные исследо- вания, том 17, № 3, с. 94–104. DOI: 10.57015/issn1998-5320.2023.17.3.10.

Скачать статью