Прагмастилистическая специфика научно-популярного медиадискурса

В. А. Егошкина
v.egoshkina@yandex.ru
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Российская Федерация

Прагмастилистическая специфика
научно-популярного медиадискурса


Аннотация: Одной из функций СМИ является образовательная, позволяющая адресату расширить свою когнитивную базу, получить новые знания в простой и доступной форме. В связи с этим на различных медиа-платформах наблюдается рост научно-популярного контента и устойчивый зрительский интерес к нему. Науч¬но-популярный дискурс, анализу и описанию которого посвящено достаточно теоретических работ, является весьма широким понятием, поскольку область его реализации довольно обширна. Более того, в сфере массмедиа у него появляются новые дискурсообразующие признаки и характеристики, которые еще предстоит осмыслить и описать. В статье обосновывается правомерность выделения научно-популярного медиадискурса как самосто¬ятельного типа. Предпринимается попытка сформулировать дефиницию данного феномена. Отмечается, что научно-популярный медиадискурс отличается развлекательностью, интерактивностью, диалогичностью, что напрямую связано как с задачами адресанта, так и с ожиданиями адресата. Кроме того, в статье описаны базовые речевые стратегии научно-популярного медиадискурса, реализующие их речевые тактики, а также языковые средства, которые позволяют поддерживать опосредованный диалог с адресатом. Основой для исследования послужили общенаучные методы, а также методы, использующиеся в медиалингвистике, прагмастилистике, анализе дискурса. Эмпирический материал исследования (ТВ-программа «Умный дом») был выбран с учетом формата, тематики, языкового и прагмастилистического разнообразия, а также высоких рейтингов передачи.

Ключевые слова: научно-популярный медиадискурс, речевая стратегия, речевая тактика, медиатекст.

Дата поступления статьи: 15 августа 2022 г.

Для цитирования: Егошкина В. А. (2022) Прагмастилистическая специфика научно-популярного медиадискурса. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 4, с. 55-63. DOI: io.57Oi5/issni998- 5320.2022.16.4.7.

Скачать статью