Междисциплинарный характер исследования школьной культуры

Е. В. Силантьева

katerina.s.kz@list.ru

Северо-Казахстанский университет имени М. Козыбаева, г. Петропавловск, Республика Казахстан

Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация

Междисциплинарный характер исследования школьной культуры

Аннотация: В статье представлены теоретическое обоснование и методы исследования феномена «школьная культура». Проблема исследования заключается в определении междисциплинарного характера данного феномена. Необходимость исследования обусловлена тем, что имеющийся исследовательский материал как в зарубежной, так и в отечественной педагогике направлен на изучение школьной культуры с позиций управления организацией. Целью исследования является междисциплинарный анализ понятия «школьная культура», позволяющий выявить структуру, особенности, функции школьной культуры. В рамках междисциплинарного и культурологического подходов для достижения цели исследования использовался комплекс общенаучных методов: анализа, синтеза, описания, обобщения, систематизации, моделирования. Были проанализированы и обобщены научные работы по философии, социологии, культурологии, педагогике, которые позволили выявить характеристики школьной культуры как междисциплинарного понятия и модельно представить ее структуру. Проведенный литературный анализ дает основание предположить, что исследование проблемы культуры школы должно осуществляться в междисциплинарной парадигме. В результате исследования обоснован следующий тезис: школьная культура должна изучаться как междисциплинарный феномен, который можно рассматривать как образ жизнедеятель- ности современной школы, изменяющийся под влиянием прежде всего социокультурных факторов.

Ключевые слова: культура, школьная культура, междисциплинарность, смежные науки, образ школы.

Дата поступления статьи: 25 декабря 2021 г.

Для цитирования: Силантьева Е. В. (2022). Междисциплинарный характер исследования школьной культуры. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 1, с. 122–131. DOI: 10.17238/issn1998–5320.2022.16.1.14.

Скачать статью