Авторы:
И. Л. Смагина, Омский государственный педагогический университет
Аннотация:
Проблема и цель. Исследование лингвистической противоположности продолжает оставаться одной из актуальных проблем лексикологии. Цель данной работы – показать, что существует три типа семантических отношений, в основе которых лежит понятие «противоположность»: отношения антонимии, дополнительности и конверсивности.
Методология. Исследование проводилось на основе методов контекстуального анализа, анализа словарных дефиниций и сравнительно-сопоставительного метода. Материалом для исследования послужили произведения английских и американских авторов ХХ в. Всего было просмотрено 10 книг, общим объёмом в 2400 страниц. Методом сплошной выборки было получено 24 контекста.
Результаты и выводы. В результате исследования были выявлены отличительные черты антонимии, дополнительности и конверсивности. Перечисленные семантические отношения не следует рассматривать в отрыве от семантической структуры слова, такие понятия, как лексическое значение и семантическое поле, помогают лучше разобраться в сущности исследуемых явлений.
Ключевые слова:
семантическое поле, семантические отношения, противоположность, антонимия, дополнительность, конверсивность.