Ода Г. Р. Державина «Бог» и антропологическая концепция Л. Н. Толстого в романе-эпопее «Война и мир»

А. Э. Еремеев, Э. И. Коптева
eleonora_kopteva@mail.ru

Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация
Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация


Ода Г. Р. Державина «Бог» и антропологическая концепция
Л. Н. Толстого в романе-эпопее «Война и мир»

Аннотация: Осмысление национального мирообраза в сопоставлении художественных миров поэзии
Г. Р. Державина и романа-эпопеи Л. Н. Толстого – основная проблема данной статьи. В материалах исследований
Н. Д. Блудилиной представлены прямые упоминания имени Державина в произведениях Толстого, вместе с
тем образные сближения с лирикой Державина в прозе Толстого не становились предметом литературоведческого анализа. Вопрос о специфике национального мировосприятия, отраженного в искусстве и других видах
человеческой деятельности, рассматривался в работах Г. Д. Гачева. В современном литературоведении проблема
национального мирообраза осмысляется в работах таких литературоведов, как А. С. Янушкевич, Е. Е. Приказчикова, О. Ю. Поляков и др. Указанная проблематика представлена также в исследованиях по имагологии
и компаративистике в связи с комплексным изучением мировосприятия разных народов и культур. В нашем
исследовании используются целостный, типологический, сравнительно-исторический виды анализа. Опираясь
на представленный в статье литературоведческий анализ, мы отмечаем, что творчество Державина переосмыслялось Толстым не только в период работы над романом-эпопеей «Война и мир», но и на протяжении всей жизни.
Особенный интерес писателя проявился к зрелой лирике Державина, отражающей художественную концепцию
жизни, сложившуюся в глубоком синтезе разнородных традиций (фольклорной, библейской, национальной,
античной, европейской). Принцип «по образу и подобию» (отражение космического всеединства в малом, Творца
в творении) сближает образные системы Державина и Толстого. Ода «Бог» концентрирует указанный принцип,
становясь выражением национального мирообраза, сформировавшегося в светской литературной традиции послепетровской эпохи. В дневниках Толстого раскрывается трансформация идей духовной оды Державина, тогда как в
романе-эпопее писатель художественно переосмысляет глубину идейно-образного мира поэта, что находит отражение в метафорической системе произведения, формировании целостного мира героев, особенно Пьера Безухова.
Осмысление мира индивидуальным сознанием, личностное созревание человека в семейно-родовом круге, историко-социальных, общественных течениях, событиях национального масштаба, сопряжение личного и общечеловеческого – всё это приближало Толстого к изучению эпохи рубежа XVIII–XIX вв. – первой трети XIX в. Творчество Державина стало одним из источников работы над романом-эпопеей «Война и мир» и повлияло на идейно-образную
систему произведения, отражая сложившийся национальный мирообраз нескольких поколений.

Ключевые слова: Г. Р. Державин, ода Бог, Л. Н. Толстой, роман-эпопея Война и мир, принцип по образу и
подобию, космизм, мирообраз, имагология, комета Наполеона.

Дата поступления статьи: 19 декабря 2023 г.

Для цитирования: Еремеев А. Э., Коптева Э. И. (2024) Ода Г. Р. Державина «Бог» и антропологическая
концепция Л. Н. Толстого в романе-эпопее «Война и мир». Наука о человеке: гуманитарные исследования,
том 18, № 1, с. 7–16. DOI: 10.57015/issn1998-5320.2024.18.1.1

Скачать статью