Формирование информационной модели адаптационного обучения иностранному языку

Н. А. Маркова
markovana@tpu.ru
Томский политехнический университет, г. Томск, Российская Федерация

Формирование информационной модели адаптационного обучения иностранному языку

Аннотация: Вопросы повышения качества образования в технических вузах часто рассматриваются в контексте теоретических аспектов организации изучения дисциплины «Иностранный язык». Реализация программ языковой подготовки может осложняться рядом трудностей, в числе которых недостаточная языковая подготовленность абитуриентов технических направлений. Обеспечить языковую готовность выпускника школы к обучению дисциплине по программе вуза призвано адаптационное обучение. Задача адаптационных форм работы – оптимизировать учебный процесс с учетом уровня исходной подготовки студента-первокурсника, помочь ему преодолеть разрыв между ступенями образования и восполнить пробелы в языковом образовании на базовом уровне. В статье раскрывается сущность категории «адаптационное обучение иностранному языку». Цель исследования – сформировать информационную модель исследуемой категории, интерпретируя ее сущностные качества через их закономерное изменение. Идентифицированы и последовательно описаны этапы эволюциони- рования приспособления, выявленные в структуре адаптационного обучения иностранному языку. Полученная модель включает в себя шесть логических уровней, представляющих качественные характеристики адаптаци- онных процессов и описание логического предела познания каждого уровня. Упорядоченный комплекс каче- ственных характеристик объекта, отражающих непрерывное усложняющееся преобразование процесса приспо- собления в адаптационном обучении, сформирован с помощью метода категориально-системной методологии
«конечный информационный поток». Предлагаемый автором информационный образ раскрывает сущность адаптационного обучения, задает его более точную качественную определенность и повышает его содержатель- ность, что не только развивает научные представления, но и служит основой для дальнейших исследований меха- низмов формирования адаптационного обучения и условий успешного управления его развитием.

Ключевые слова: адаптационное обучение, иностранный язык, технический вуз, эволюция, метод конечный информационный поток, логический уровень.

Дата поступления статьи: 7 декабря 2022 г.

Для цитирования: Маркова Н. А. (2023) Формирование информационной модели адаптационного обучения иностранному языку. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 17, № 2, с. 159–173. DOI: 10.57015/issn1998-5320.2023.17.2.16.

Скачать статью