Ф. М. Достоевский как национальный бренд: причины и последствия

О. О. Пищальникова

pischalnikowa.olga2015@yandex.ru

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов, Российская Федерация

Ф. М. Достоевский как национальный бренд: причины и последствия

Аннотация: В статье представлен анализ явления, нарушающего все устои классической литературной этики,— брендизации личности Ф. М. Достоевского. В реалиях современного мира даже фигура русского классика может стать национальным брендом. В данной работе явление брендизации рассмотрено автором в отрицательном ключе. Отдельное внимание уделено раскрытию смыслового ядра понятий «бренд», «национальный бренд»,
«брендинг», «брендирование», «брендизация», «человек-бренд» и «личность-бренд». Исходя из современного культурно-общественного контекста, автор сделал попытку соотнести данные понятия с личностью и творчеством Ф. М. Достоевского. Также анализ культурно-общественного контекста позволил определить причины бренди- зации личности русского классика, которые автор для удобства разделил по следующим сферам: политической, экономической, культурно-исторической и социальной. Отталкиваясь от выделенных в статье причин, автор предлагает рассмотреть негативные последствия брендизации личности и творчества Ф. М. Достоевского, среди которых делается акцент на минусах современного прочтения философско-политических воззрений русского классика. В рамках анализа этого последствия также предложена попытка осмыслить неоднозначный и спорный феномен современного прочтения классических произведений.

Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, национальный бренд, брендизация, человек-бренд, личность-бренд, анализ смыслового ядра понятий, культурно-общественный контекст, феномен современного прочтения.

Дата поступления статьи: 12 декабря 2021 г.

Для цитирования: Пищальникова О. В. (2022). Ф. М. Достоевский как национальный бренд: причины и последствия. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 1, с. 12–23. DOI: 10.17238/issn1998– 5320.2022.16.1.2.

Скачать статью