Роман «Преступление и наказание» в музыкальном прочтении Генриха и Петера Зутермейстеров: проблемы интерпретации прозаического текста

О. С. Ординарцева

ordin.artseva@gmail.com

Государственный социально-гуманитарный университет, г. Коломна, Российская Федерация

Роман «Преступление и наказание» в музыкальном прочтении Генриха и Петера Зутермейстеров: проблемы интерпретации прозаического текста

Аннотация: В современном достоеведении одна из наименее полно и систематически раскрытых областей — взаимосвязь Достоевского и музыки, особенно это касается интерпретаций творчества Достоевского в музыкальном искусстве. В фокусе внимания автора статьи находятся музыкальные воплощения романа «Преступление и нака- зание», в частности опера швейцарского композитора середины ХХ в. Генриха Зутермейстера. В статье раскрываются вопросы работы композитора и либреттиста со словом Достоевского, проводится анализ музыкального языка на примере разработки образа двойника. Отдельное внимание уделено воздействию на либреттистов доступной им литературы о Достоевском, в частности выступлений Владимира Соловьева. На примере подробного разбора образов Раскольникова и его Второго «Я» выявлены основные принципы прочтения композитором и либрет- тистом идей романа «Преступление и наказание». Особую роль в анализе занимает взаимосвязь музыкального и литературного языков. Автор статьи рассматривает оперу Зутермейстера как один из первых опытов создания оперы специфического жанра — «достоевской» оперы.

Ключевые слова: либретто, интерпретация, Ф. М. Достоевский, Преступление и наказание, опера, музыка, перевод.

Дата поступления статьи: 27 декабря 2022 г.

Для цитирования: Ординарцева О. С. (2022). Роман «Преступление и наказание» в музыкальном прочтении Генриха и Петера Зутермейстеров: проблемы интерпретации прозаического текста. Наука о человеке: гумани- тарные исследования, том 16, № 1, с. 47–55. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2022.16.1.6.

Скачать статью