Взаимосвязь самооценки психологического благополучия и мотивационного профиля личности в процессе профессионализации

М. А. Ларионова
Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация

Взаимосвязь самооценки психологического благополучия и мотивационного профиля личности в процессе профессионализации

Аннотация. В статье представлено исследование мотивационных и самооценочных процессов личности на
этапе профессиональной подготовки. Цель статьи – теоретическое и эмпирическое обсуждение влияния психо-
логического благополучия личности на особенности мотивационного профиля в процессе профессионализации.
Исследование проводилось на основе системно-деятельностного подхода. В ходе его осуществления применялись
теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической литературы) и эмпирические методы
(тестирование, корреляционный анализ, математический анализ и интерпретация данных). В частности, были
использованы методики «Шкала субъективного благополучия» (модификация М. В. Соколовой) и «Мотивацион-
ный профиль личности» (В. Э. Мильман), которые прошли все необходимые процедуры валидизации и позволяют
получить объективные данные о личностных характеристиках респондентов. Результаты заключаются в том, что
выявлена связь между самооценкой субъективного благополучия и эмоционально-мотивационной структурой
личности. Определяются проблемные зоны психолого-педагогического сопровождения будущего специалиста
преподавателем. Делаются выводы о том, что при достаточно стабильной структуре мотивации эмоциональный
её компонент определяет психологическое благополучие личности, которое существенным образом влияет на
текущие результаты деятельности и взаимодействие с окружением. Предлагается вводить в вариативную часть
образовательных программ вузов, которые готовят специалистов социального профиля (педагоги, врачи и т. д.),
практические занятия по развитию рефлексивной оценки процесса личностно-профессионального становления,
обустраивать психолого-педагогическое сопровождение обучающегося преподавателем.

Ключевые слова: благополучие личности, самооценка, рефлексивность субъекта деятельности, мотивация,
психолого-педагогическое сопровождение профессионализации, роль преподавателя.

Дата поступления статьи: 27 января 2021 г.

Для цитирования: Ларионова М. А. (2021) Взаимосвязь самооценки психологического благополучия и
мотивационного профиля личности в процессе профессионализации // Наука о человеке: гуманитарные иссле-
дования. Том 15. № 3. С. 120–127. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.3.14.

Скачать статью