Профессионально ориентированное иноязычное обучение в высшей военной школе через призму информационных системно-категориальных методов

М. Р. Ванягина

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии РФ, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Профессионально ориентированное иноязычное обучение в высшей военной школе через призму информационных системно-категориальных методов

Аннотация. Проектирование системы иноязычного обучения на уровне профессионального высшего об- разования должно опираться на солидную научную базу, построенную с помощью состоятельной методологии. Информационные системно-категориальные методы доказали свою эффективность в многочисленных работах ученых омской научной школы и их последователей. Данные методы осуществляют комплексное моделиро- вание объекта на основе информационных критериев и сущностных характеристик. С помощью методов «ряд информационных критериев», «порядок следования целей» и «конечный информационный поток» было рас- смотрено иноязычное обучение в высшей военной школе, получены его модели. Выделены последовательно усложняющиеся уровни освоения иностранного языка: элементы языка, рецептивная речь, использование информации, продуктивная речь, стратегическая коммуникация, универсальная коммуникация. Рассмотрена иерархия целей, подцелей и надцелей иноязычного обучения. Цель развития иноязычной коммуникативной компетенции декомпозирована на задачи, она же является подцелью для подготовки квалифицированного во- енного специалиста. Представлены логические уровни иноязычного обучения, показывающие расширяющиеся области использования иностранного языка: язык для бытового общения, язык для учебно-информационных целей, язык для профессиональной коммуникации, язык для универсальных целей. Моделирование объекта позволяет видеть возможности развития и управлять системой обучения.

Ключевые слова: системно-категориальная методология, ряд информационных критериев, порядок следования целей, конечный информационный поток, иноязычное обучение, профессионально ориентированное обучение языку, высшая военная школа.

Дата поступления статьи: 1 февраля 2021 г.

Для цитирования: Ванягина М. Р. (2021). Профессионально ориентированное иноязычное обучение в выс- шей военной школе через призму информационных системно-категориальных методов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 15. № 2. С. 123–130. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.2.15.

Скачать статью