Определение оптимальной структуры фонда оценочных средств при организации самостоятельной работы

Авторы:

Н. Д. Кузьмина, А. В. Бурдуковская, И. Н. Лесников, Т. С. Моспан, Ю. В. Куприянова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 14,
г. Иркутск, Российская Федерация

Аннотация:

Особое место в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования занимает система оценки достижений планируемых результатов обучения, которая требует так
называемых оценочных средств и методов оценивания, позволяющих установить уровень достижения планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования. Определение конкретной степени владения знаниями, умениями и навыками у учащихся даёт возможность учителю внести коррективы в дальнейший процесс обучения, сделать необходимые замечания и рекомендации, а также проявлять своё отношение к их учебным стараниям [1]. Так как именно самостоятельная работа обучающихся существенно влияет на развитие у них познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий, то особое значение приобретает грамотно сформированный фонд оценочных средств, используемый при организации самостоятельной работы. Проблемой является то, что в настоящее время нет методических рекомендаций или подходов к формированию такого фонда. При его создании учитель должен уметь
правильно и объективно оценить очень многие факторы, влияющие на эффективность применения оценочных средств. Основной компонент самостоятельной работы обучающегося – домашняя работа, выполнение которой происходит без непосредственной помощи учителя. Организация домашнего задания всегда была актуальной проблемой, требующей серьёзного внимания учителя к возможным учебным и личностным результатам его
выполнения учеником. Таким образом, актуальной становится задача по формированию оптимальной структуры набора оценочных средств при организации домашней работы. В статье предложен подход к формированию оптимальной структуры набора оценочных средств при организации домашней работы на основе построения
оптимизационной модели. С помощью метода экспертных оценок построена матрица связи оценочных средств и критериев сложности, сформирован оптимальный набор оценочных средств по дисциплине «Информатика и ИКТ» для учащихся 7 класса. Разработанный подход к формированию оптимального фонда оценочных средств может быть использован учителями, владеющими ИКТ-компетенцией, в рамках любых дисциплин, преподаваемых в общеобразовательных школах. Построенная модель оптимального формирования фонда оценочных средств может быть реализована не только для организации самостоятельной работы обучающихся. Данный
метод является универсальным для построения любого фонда оценочных средств в рамках любой дисциплины.

Ключевые слова:

Оптимизационная модель, образовательные результаты, оценочные средства, метод экспертных оценок, самостоятельная работа, домашняя работа, фонд оценочных средств.

Дата поступления статьи:

6 февраля 2021 г.

Для цитирования:

Кузьмина Н. Д., Бурдуковская А. В., Лесников И. Н., Моспан Т. С., Куприянова Ю. В. (2021). Определение оптимальной структуры фонда оценочных средств при организации самостоятельной работы //
Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 15. № 1. С. 109–122. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.1.13.

Скачать статью