Развитие функциональной грамотности школьников: нормативные основы и региональные практики

Н. И. Чуркина
n_churkina@mail.ru
Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация

Развитие функциональной грамотности школьников:
нормативные основы и региональные практики


Аннотация: Статья направлена на выявление связи педагогической теории, нормативных документов и практик развития функциональной грамотности обучающихся в российских регионах. На основе сравнительного анализа федеральных документов, региональных планов развития функциональной грамотности в трех российских регионах делается вывод об основных направлениях и содержании этой деятельности. Для адекватной оценки прак-тики реализации региональных планов в статье представлена первая аналитика анкетирования, в котором в первый период (июнь-июль 2022 года) участвовало около 3 550 респондентов, представляющих 22 российских региона. Срав¬нение нормативной основы деятельности в регионах и результатов эмпирического исследования позволили сделать выводы о возможных управленческих решениях на уровне страны и региона, которые позволят сделать данный процесс более продуктивным: согласовать результаты общего образования и результаты профессионально-педа¬гогической деятельности; расширить формы включения в процесс формирования функциональной грамотности программ дополнительного образования, пространство воспитательной деятельности, расширить возможности и информирование социальных партнеров, родителей. Изменить модель курсов повышения квалификации, а именно перейти от традиционной предметной направленности курсов повышения квалификации к проблемной.

Ключевые слова: функциональная грамотность, лучшие практики формирования функциональной грамотности, профессиональные дефициты, профессиональное образование.

Дата поступления статьи: 14 августа 2022 г.

Для цитирования: Чуркина Н. И. (2022) Развитие функциональной грамотности школьников: нормативные основы и региональные практики. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 4, с. 84-92. DOI: 10.57015/issn1998-5320.2022.16.4.10.

Скачать статью