Познание через образ: к вопросу о значимости визуализации учебной информации

Авторы:

Е. В. Васильева
Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Омск

Аннотация:

Статья посвящена проблеме значимости наглядных методов обучения в условиях стремительного увеличения доли визуальной информации в современной коммуникации. Цель – на основе анализа накопленного педагогикой опыта и результатов психологических исследований обосновать необходимость внедрения в образовательный процесс технологий визуализации учебной информации. Методологическим ориентиром в изучении проблемы стала междисциплинарность, которая позволила интегрировать знания, косвенно или напрямую касающиеся предмета исследования, из различных научных областей: педагогики, психологии, нейробиологии. В статье раскрыта специфика формирующейся в настоящее время формы образовательной среды, которая требует выработки новых подходов в преподавании, основанных на синтезе образования и высоких технологий. Обоснована необходимость использования методов визуализации учебной информации. Дана характеристика теоретических и практических наработок российских и иностранных педагогов, ориентированных на реализацию принципа наглядности в обучении. В ходе исследования автор пришёл к выводу, что для обеспечения эффективности работы современного обучающегося необходимы такие педагогические технологии, которые будут адекватны особенностям его мышления, сформировавшегося в эпоху высоких технологий, в условиях «визуализирующего» мира и увеличения информационной нагрузки.

Ключевые слова:

визуализация, наглядные методы обучения, «клиповое мышление», средства коммуникации, графическая фасилитация.

Дата поступления статьи:

16 апреля 2020 г.

Для цитирования:

Васильева Е. В. (2020). Познание через образ: к вопросу о значимости визуализации учебной информации // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 3. С. 94–99. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.3.11.

Скачать полный текст статьи