Формирование цифровых компетенций обучающихся технических вузов с использованием имитационного моделирования в учебном процессе

Н. С. Веремчук, Ю. И. Привалова
n-veremchuk@rambler.ru
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), г. Омск, Российская Федерация

Формирование цифровых компетенций обучающихся технических вузов с использованием имитационного моделирования в учебном процессе

Аннотация: Развитие инженерного образования в России сегодня тесно связано с развитием цифровых компетенций и повышением цифровой грамотности как основных индикаторов знаний и умений выпускника технического вуза. Этот тренд позволяет использовать цифровые инструменты и технологии в профессио- нальной деятельности с целью повышения результативности. В статье описывается использование в учебном процессе методов имитационного моделирования для изучения функционирования сложных систем. Рассма- тривается процесс разработки и исследования имитационной модели производственного цеха машинострои- тельного предприятия. Акцент сделан на современные требования в системе обслуживания производственного цеха машиностроительного предприятия. В процессе выполнения использовались современные технологии  и ресурсы, а именно агентное и дискретно-событийное моделирование в программной среде AnyLogic PLE.  Целью исследования была разработка имитационной модели, изучение ее работы и выдача рекомендаций, направленных на увеличение производительности. В работе показано, как имитационный подход применя- ется в учебном процессе для анализа и прогнозирования поведения сложных систем. В результате обучение становится более удобным, наглядным, информативным за счет применения инструментов программной  среды AnyLogic и возможности наблюдения за поведением системы в режиме реального времени. Все это уско- ряет освоение студентами образовательных дисциплин и позволяет подготавливать специалистов с профес- сиональными и цифровыми компетенциями в области анализа, прогнозирования и оптимизации работы сложных систем из различных областей деятельности.

Ключевые слова: цифровые компетенции, учебный процесс, имитационное моделирование, среда AnyLogic PLE.

Дата поступления статьи: 31 мая 2022 г.

Для цитирования: Веремчук Н. С., Привалова Ю. И. (2023) Формирование цифровых компетенций обуча- ющихся технических вузов с использованием имитационного моделирования в учебном процессе. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 17, № 1, с. 100–106. DOI: 10.57015/issn1998-5320.2023.17.1.11.

Скачать статью