Неврологические проявления COVID-19 и постковидного синдрома как актуальная проблема для специалистов сферы образования, педагогики, психологии

Е. Ю. Радоуцкая, Я. И. Онищук, И. И. Новикова
novikova_ii@niig.su
Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены Роспотребнадзора, г. Новосибирск, Российская Федерация

Неврологические проявления COVID-19 и постковидного синдрома
как актуальная проблема для специалистов сферы образования,
педагогики, психологии


Аннотация: На основе имеющихся публикаций систематизированы сведения об основных формах поражения центральной и периферической нервной системы, их клинических проявлениях при COVID-19. Описанные неврологические проявления постковидного синдрома делают его социально значимым заболеванием. В виду этого данный обзорный материал имеет образовательную ценность для людей всех сфер деятельности, в том числе для специалистов сферы образования, педагогики, психологии, деятельность которых непосредственно зависит от эффективности функционирования нервной системы. В настоящее время мы находимся на этапе накопления знаний о новой коронавирусной инфекции и ее долгосрочных последствиях. С точки зрения патогенеза неврологические нарушения при COVID-19 могут быть обусловлены «цитокиновым штормом», гипоксемией, нарушениями гомеостаза (энцефалопатия критических состояний), нейротропно- стью и нейровирулентностью SARS-CoV-2 (изолированное поражение черепных нервов, очаговые и диффузные поражения ЦНС), а также смешанным воздействием перечисленных факторов. COVID-19 влияет на течение хронических неврологических заболеваний. У многих людей, перенесших COVID-19, симптомы могут сохраняться длительное время, значительно влияя на качество жизни и работоспособность.

Ключевые слова: COVID-19, неврологические нарушения при COVID-19, постковидный синдром.

Дата поступления статьи: 11 октября 2021 г.

Для цитирования: Радоуцкая Е. Ю., Онищук Я. И., Новикова И. И. (2022) Неврологические проявления COVID-19 и постковидного синдрома как актуальная проблема для специалистов сферы образования, педа¬гогики, психологии. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 4, с. 100-106. DOI: 10.57015/ issn1998-5320.2022.16.4.12.

Скачать статью