Ценности начинающих работать воспитателей дошкольного образования

Н. П. Мурзина, И. Н. Рассказова

* npmurzina@mail.ru

Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация

Ценности начинающих работать воспитателей дошкольного образования

Аннотация: В статье раскрываются характерные особенности ценностей начинающих работать воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Определен состав группы начинающих работать воспитателей, их профессиональные затруднения на этапе адаптации в профессии. Описываются результаты эмпирического иссле- дования участников проекта «Воспитатель NEXT», проведенного с помощью методики Ш. Шварца «Ценностный опросник». Основной целью исследования стало выявление иерархии ценностей начинающих работать воспи- тателей и построение прогноза об их влиянии на процесс воспитания детей в ДОУ. Полученные результаты эмпирического исследования базовых ценностей свидетельствуют о том, что наиболее значимыми ценностями для обследуемых на двух изучаемых уровнях (нормативные идеалы и индивидуальные приоритеты) являются безопасность, доброта и самостоятельность. Значимы для них также отношения с другими людьми, выстра- иваемые на основе заботы, поддержки, равенства, справедливости, честности, искренности, ответственности, надежности, доверия, верности. Мы предполагаем, что ориентация педагогов на общечеловеческие нравственные принципы будет являться фактором их личностного благополучия на этапе адаптации в профессии и форми- рования данных ценностей у детей.

Ключевые слова: ценности, начинающие работать воспитатели, дошкольное образовательное учреждение, адаптация в профессии, дошкольники, влияние.

Дата поступления статьи: 23 марта 2022 г.

Для цитирования: Мурзина Н. П., Рассказова И. Н. (2022). Ценности начинающих работать воспитателей дошкольного образования. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 2, с. 144–155. DOI: 10.17238/ issn1998-5320.2022.16.2.16.

Скачать статью