«Идиот» Ф. М. Достоевского в интермедиальной и кросс-культурной перекодировке А. Куросавы: мотивы, образы, символы, философское содержание

Н. В. Макшеева, Е. Э. Комарова

* nataliakultur@mail.ru

Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Российская Федерация

«Идиот» Ф. М. Достоевского в интермедиальной и кросс-культурной перекодировке А. Куросавы: мотивы, образы, символы, философское содержание

Аннотация: В статье раскрывается идея сущностной близости двух художественных миров: Ф. М. Досто- евского и Акиры Куросавы. Авторы не соглашаются с трактовкой фильма японского режиссера как постапо- калиптического, предлагая прочитать экранизацию с опорой на «хронотоп порога» Достоевского. Сложный символический язык фильма, использование разнообразных контекстов: музыкального, мифопоэтического, культурно-исторического и т.д.— требуют комплексного анализа важнейших структурообразующих мотивов. В ос- нову работы положены структурно-семиотический, сравнительно-исторический (компаративистика) и культуро- логический методы. Особое внимание при анализе фильма уделяется музыке как организующему началу кино- повествования, мифологическим мотивам, сопровождающим образ главного героя — японского князя Мышкина, характеру переходной эпохи в осмыслении режиссера, проецирующего идеи Достоевского на 50-е гг. ХХ в. Авторы статьи приходят к выводу о том, что Куросава обращается к архаическим пластам мифологического сознания, рас- крывая образ «положительно прекрасного человека» на понятном японцу языке, в то же время сдвигает границы собственно национального, формируя культурологический ракурс восприятия современности.

Ключевые слова: художественный мир, экранизация, мифопоэтика, семиотический код, знак, музыкаль- ная цитата, режиссерская концепция, диалог, Ф. М. Достоевский, Акира Куросава.

Дата поступления статьи: 10 сентября 2021 г.

Для цитирования: Макшеева Н. В., Комарова Е. Э. (2021) «Идиот» Ф. М. Достоевского в интермедиальной и кросс-культурной перекодировке А. Куросавы: мотивы, образы, символы, философское содержаниег. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 15, № 4, с. 56–66. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.4.6.

Скачать статью