Классификация гипотез педагогического исследования

З. А. Аксютина

Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация

Классификация гипотез педагогического исследования

Аннотация. В последние годы научная общественность всё чаще обращает внимание на улучшение ка- чества научных исследований. Одним из слабых мест в исследованиях бывает гипотеза. Необходимость её постановки является требованием к педагогическому исследованию. Однако работ, дающих представления о классификациях педагогических гипотез, нами не обнаружено. Это приводит к ошибкам гипотезирования: три- виальности и самоочевидности, подмене общеизвестными фактами. Вместе с тем проектирование гипотезы яв- ляется сложным и многоэтапным процессом, который предполагает знание классификаций и видов гипотез. Поэтому целью исследования стала классификация гипотез педагогического исследования. Предварительно даны определения гипотезы, характерные для педагогической науки. Выделены аспекты, которые необходимо учитывать при выдвижении гипотезы. Обозначены условия, которым должна отвечать гипотеза. Указаны не- достатки и достоинства гипотез. Описано шестнадцать классификаций гипотез педагогического исследования, приведены их виды и подвиды. Среди них есть общеизвестные и авторские классификации, а также классифи- кации, представленные в интернет-источниках. Дискуссионным аспектом является представление классифи- кации гипотез, характерной для социологии и рекомендуемой автором для использования в педагогической науке, основанной на критерии «переменные, подвергаемые анализу». Обобщённые результаты проведённо- го исследования приведены в табличной форме, что позволяет воспринимать классификации более наглядно. В завершении основной части приведены наиболее частые ошибки при гипотезировании. В заключении приво- дятся критерии, по которым проводилось классифицирование гипотез. Выстраивается дальнейшая перспектива исследования, связанная с необходимостью иллюстрации классификаций примерами формулировок для каждого вида гипотез.

Ключевые слова: классификация, гипотеза, виды гипотез, критерии классификации, гипотезирование, педагогическое исследование.

Дата поступления статьи: 27 февраля 2021 г.

Для цитирования: Аксютина З. А. (2021). Классификация гипотез педагогического исследования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 15. № 2. С. 91–99. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.2.11.

Скачать статью