ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Авторы:

О. В. Селезнева, Омский автобронетанковый инженерный институт

Аннотация:

Проблема и цель. Обеспечение экологической безопасности является составным элементом военно-профессиональной компетентности современного военного специалиста. Оценка качества экологической подготовки военного специалиста должна осуществляться как в рамках дисциплины «Экология», так и при изучении специальных и военно-профессиональных дисциплин на основе единых критериев и подходов. Поскольку военная экология является относительно молодой отраслью знаний с недостаточно разработанным дидактическим аппаратом, общего подхода к оценке экологических знаний и умений в рамках подготовки специалиста по техническому обеспечению войск не существует, частные методики обучения военным дисциплинам данному вопросу не уделяют внимания.
Методология. Методологическую основу исследования составили положение системного подхода о том, что компоненты образовательного процесса находятся во взаимосвязи друг с другом (А. И. Уемов, И. Б. Новик, Ю. А. Конаржевский); теоретические подходы к созданию образовательной среды для формирования экологоориентированного мировоззрения личности специалиста (А. В. Иващенко, В. И. Панов, А. В. Гагарин); психолого-педагогические принципы управления образовательным процессом (Т. И. Шамова, И. Я. Лернер, Н. Ф. Ефремова); основы разработки дидактических материалов для реализации принципов развивающего обучения (Е. Н. Кабанова-Меллер, А. В. Усова, В. А. Шелонцев).
Результаты. Исследование и внедрение результатов проведены в Омском автобронетанковом инженерном институте. В тексте представлен авторский взгляд на управление качеством подготовки военного специалиста, обосновано применение показателей и критериев оценки экологических знаний и умений в контексте военно-профессионального образования. Практическая значимость состоит в описании целей, задач, этапов педагогического мониторинга в военном вузе для обоснования значимости контроля качества экологической подготовки военного специалиста; схематичном представлении условий и критериев достижения таких качеств, как действенность, прочность, системность; рассмотрении примеров оценки полноты, осознанности, обобщенности экологических умений.

Ключевые слова:

военная экология, методика обучения военной экологии, педагогический мониторинг, качество обучения, критерии качества обучения.

Скачать полный текст статьи