МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОТБОРУ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВУЗА

Авторы:

И. В. Куламихина, Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина

Аннотация:

Проблема и цель. Исследование посвящено проблеме организации обучения иностранному языку взрослых в системе непрерывного профессионального образования. Цель статьи – выявить андрагогические принципы и методологические подходы к отбору и организации предметного содержания программы повышения квалификации научно-педагогических работников вуза.
Методология. Исследование проводится на основе теоретического анализа психологопедагогической литературы, эмпирических методов исследования: наблюдения, анкетирования и тестирования слушателей курса.
Результаты. Даётся уточнение понятия иноязычной коммуникативной компетенции преподавателей вуза как интегративного качества личности преподавателя, включающее знание языка и социокультурных норм, систему ценностей и отношений, а также практическое умение использовать иностранный язык для решения учебно-методических, научно-исследовательских задач, задач межличностного и межкультурного взаимодействия в процессе осуществления международных проектов. Автором определены андрагогические принципы отбора содержания обучения: осмысленное изучение иностранного языка, включение субъектного коммуникативного опыта слушателей курса, персонализация обучения, а также актуализированы основные методологические подходы (деятельностный, модульный и ситуативный) к организации предметного содержания программы.
Выводы. Соблюдение вышеназванных принципов и подходов в образовании взрослых решает проблему мотивации к изучению иностранного языка, ответственности взрослых обучающихся за результаты учебной деятельности, что обеспечивает качественно иной уровень дополнительной профессиональной подготовки.

Ключевые слова:

коммуникативная компетенция, деятельностное содержание обучения, андрагогические принципы, модульный подход, ситуативный подход, персонализация обучения.

Скачать полный текст статьи