Основные этапы становления образования лиц с ОВЗ

Авторы:

Н. Л. Харченко, Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма им. Ю. А. Сенкевича, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация:

Статья посвящена изучению основных этапов становления и развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в России и Европе. Образование как процесс накопления определённых знаний, умений и навыков является неотъемлемой составной частью социально-психологической адаптации и интеграции детей в социум. Инклюзия имеет цель обеспечить таким детям доступ к накопленным человечеством знаниям и культурно-историческому наследию. Исследование проводится на основе ретроспективного анализа и изучения эволюции взаимоотношений всех участников инклюзивного образовательного процесса с IX в. до н.э. до XIX в. Результаты заключаются в понимании того факта, что эволюционные изменения в отношении людей с ОВЗ имеют определённые исторические периоды. Были в истории времена, когда от людей с ОВЗ избавлялись, уничтожали; выражали сочувствие и заботу, лечили, учили. Их исключали из жизни общества, потому что они не «подходили» ему, их насильно подвергали стерилизации; когда они были объектами насмешек; их принудительно отправляли в закрытые учреждения и психиатрические больницы, где многие из них оставались на протяжении жизни. Делаются выводы, что политика многих государств в отношении людей с ОВЗ в течение длительного времени была направлена на одну цель – сделать их «незаметными» и скрыть от предвзятого общества. Необразованность, пренебрежение, предрассудки и страх – вот социальные факторы, которые на протяжении всей истории были препятствием для развития способностей людей с инвалидностью и приводили к их изоляции.

Ключевые слова:

ограниченные возможности здоровья, инклюзивное обучение, инвалидность, социальные реформы.

Дата поступления статьи:

29 апреля 2020 г.

Для цитирования:

Н. Л. Харченко (2020). Основные этапы становления образования лиц с ОВЗ // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 2. С. 108–112. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.18

Скачать полный текст статьи