ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО ОБОБЩЕНИЯ В ПРОЗЕ А. С. ПУШКИНА И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ПРОЗЫ

Авторы:

А. Э. Еремеев, Омская гуманитарная академия

Аннотация:

Проблема. В 1830-е гг. А. С. Пушкин открывает глубокую содержательность универсальновсеобщих ценностей, наряду с формированием внутреннего мира человека выполняющих жизнестроительную функцию. Обращаясь к опыту древних риторических форм, автор выяляет ключевые идеи современности, воссоздавая связь времён и общечеловеческие законы духовного бытия.
Цель: описать формы философского обощения в прозе А. С. Пушкина 1830-х гг. и определить их роль в формировании русской философской прозы.
Вывод. А. С. Пушкин утверждает в своей прозе такой тип философского обощения, который носит «мифологизированный» характер; в таком качестве могут выступать апофегма, хрия, притча, легенда и другие риторические жанры. Этот процесс осуществляется с помощью переключения повествования из одного временного плана в другой, это в свою очередь способствовало становлению нового типа прозы, объединяющей черты литературы и мифа.

Ключевые слова:

Пушкин, проза, философская проза, жанр.

Скачать полный текст статьи