М. В. Заикин, И. Д. Белоновская
zaikin1403@gmail.com
Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург, Российская Федерация
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Российская Федерация
Анализ и моделирование процессов профессионального
самоопределения воспитанников кадетских организаций
во взаимодействии с военным учебным центром университета
Аннотация: Проблема исследования обусловлена необходимостью совершенствования процессов
профессионального самоопределения кадетов в условиях социального заказа на подготовку кадров в интересах обеспечения суверенитета страны. Цель и научные задачи состоят в раскрытии особенностей профессионального самоопределения кадетов, моделировании личностно и социально востребованных профориентационных взаимодействий кадетских организаций и военного учебного центра гражданского университета в
регионе. Методологическая база представлена деятельностным, аксиологическим и контекстным подходами.
Методическую и нормативную основу представляет профминимум Министерства просвещения РФ. Основные
результаты исследования представлены анализом выбора вуза выпускниками кадетских училищ, в котором
сочетаются военные и гражданские профессии. Определены факторы и риски профессионального выбора
выпускников кадетских организаций. Моделирование выявило роли партнеров взаимодействия. Взаимодействие кадетских организаций и военного учебного центра университета обладает профориентационным потенциалом определения и расширения поля профессионального выбора кадетов, проведения профессиональных
проб в области военной и оборонной отраслей, создания информационно и инновационно насыщенной квазипрофессиональной среды. Выводы фиксируют перспективы масштабирования разработанной модели, вовлеченность воспитанников кадетских организаций в активное профессиональное самоопределение, усиление
роли ВУЦ как интегратора военно-профориентационных мероприятий в регионе. Статья предназначена руководителям и работникам кадетских организаций, ВУЦ при университетах, исследователям профессионального
самоопределения молодежи.
Ключевые слова: воспитанник кадетского училища, профориентационное взаимодействие, военный
учебный центр, университет, оборонно-промышленный комплекс.
Дата поступления статьи: 30 ноября 2023 г.
Для цитирования: Заикин М. В., Белоновская И. Д. (2024) Анализ и моделирование процессов профессионального самоопределения воспитанников кадетских организаций во взаимодействии с военным учебным
центром университета. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 18, № 1, с. 148–159. DOI: 10.57015/
issn1998-5320.2024.18.1.14