Неинституциональные практики полихудожественного образования как педагогическое явление: исторический контекст

Л. А. Шкор, А. В. Торхова
Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, г. Минск, Республика Беларусь

Неинституциональные практики полихудожественного образования как педагогическое явление: исторический контекст

Аннотация. В статье с педагогических позиций анализируется деятельность стихийно сложившихся откры-
тых интернет-сообществ, ориентированных на взаимную творческую поддержку деятельностного переживания
человеком собственной витальности в условиях пандемии, локдаунов, изоляции. Множественность и повторяе-
мость примеров педагогических ситуаций, связанных с культурно-образовательной направленностью и интегри-
рованным практическим освоением искусства в онлайн-формате для удовлетворения созидательно-творческих
повседневных потребностей человека, позволила обобщить деятельность онлайн-сообществ как педагогическое
явление, имеющее историческую основу в виде неинституциональных практик полихудожественного образования
(НППО). Методологическую базу изучения НППО как педагогического явления на философском уровне составили
философско-антропологический и герменевтический подходы, на общенаучном – антропокультурологический и
синергетический подходы, на конкретно-научном – креативный и полихудожественный. Использование теоре-
тических (сравнительно-исторический анализ, причинно-следственный анализ) и эмпирических (наблюдение,
интервьюирование) методов позволило обосновать, что НППО может рассматриваться и изучаться как педагоги-
ческое явление, поскольку в нём воплощаются педагогические замыслы, решаются педагогические задачи, осу-
ществляется субъект-субъектное взаимодействие в онлайн-формате всех участников культурно-образовательного
пространства, создаются возможности и удовлетворяются потребности в творческом развитии и самореализации,
используются педагогические средства фасилитации образовательного процесса. Основным результатом исследо-
вания является научное осмысление НППО в качестве нового проблемного поля в педагогике искусства. Личный
вклад авторов состоит в раскрытии исторического контекста НППО как педагогического явления, в осмыслении
его культурно-образовательного и педагогического потенциала для наращивания человеческого капитала (духов-
но-нравственного, интеллектуального, творческого, организационно-коммуникативного).

Ключевые слова: неинституциональные практики полихудожественного образования, творческое разви-
тие человека, образовательное пространство в онлайн-формате, педагогическое взаимодействие.

Дата поступления статьи: 13 мая 2021 г.

Для цитирования: Шкор Л. А., Торхова А. В. (2021) Неинституциональные практики полихудожественно-
го образования как педагогическое явление: исторический контекст // Наука о человеке: гуманитарные иссле-
дования. Том 15. № 3. С. 80–86. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.3.9.

Скачать статью