Модернизация преподавания литературы в школе в условиях цифровой трансформации образования

Н. В. Беляева
Институт стратегии развития образования Российской академии образования, г. Москва, Российская Федерация

Модернизация преподавания литературы в школе в условиях цифровой трансформации образования

Аннотация. В статье поставлена проблема преподавания литературы в условиях цифровой трансформации
образования, актуализированы приоритетные задачи, связанные с овладением учителями эффективными техно-
логиями обучения литературе в информационной образовательной среде. Автором даётся краткая оценка между-
народного опыта цифровой трансформации образовательных систем в странах, добившихся высоких результатов
в образовании. Планируемые результаты цифровой трансформации образования сформулированы в обновлённом
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Однако многие учите-
ля ещё не овладели эффективной методикой применения цифровых образовательных ресурсов и не всегда знают,
какие новые технологии могут повысить результаты обучения литературе. Основными методами исследования
стали системный метод, теоретический и контент-анализ и социологический метод, которые позволили про-
анализировать состояние преподавания литературы в цифровой образовательной среде. Основным результатом
исследования стало выявление эффективных технологий обучения литературе в условиях цифровой трансфор-
мации школьного образования. Это мультимедийная презентация, гипертекстовые сервисы которой помогают
углублённой работе с текстом, проектная деятельность и создание телекоммуникационных проектов, технология
медиапроектирования и разработка буктрейлеров, цифровой сторителлинг, лонгрид и технология мессенджеров;
использование цифровых ресурсов Интернета, которые не являются образовательными, но могут быть переведе-
ны учителем в дидактическую плоскость. В статье не только указаны преимущества цифровых технологий, но и
обозначены риски школьного литературного образования в условиях его цифровизации, что требует сочетания
технологий цифрового образования с приёмами традиционного обучения литературе.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, информационная образовательная среда, цифровые образовательные технологии, школьное литературное образование.

Дата поступления статьи: 3 августа 2021 г.

Для цитирования: Беляева Н. В. (2021) Модернизация преподавания литературы в школе в условиях
цифровой трансформации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Том 15. № 3. С. 87–94.
DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.3.10.


Статья выполнена в рамках Государственного задания № 073-00007-21-00 на 2021 год и на плановый
период 2022 и 2023 годов по проекту «Обновление содержания общего образования».

Скачать статью