Оценка преемственности универсальных компетенций в профессиональной траектории будущего учителя

Ю. А. Терещенко, А. А. Долгова

Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, г. Тара, Российская Федерация

Оценка преемственности универсальных компетенций в профессиональной траектории будущего учителя

Аннотация. Законодательные изменения в процессе подготовки и осуществления профессиональной де- ятельности учителя потребовали от всех структур пересмотра регулирующих их нормативно-правовых доку- ментов. Основным новшеством стало введение универсальных компетенций, которые унифицировали процесс подготовки бакалавров всех профилей в России. Вместе с тем в примерной основной образовательной программе прописаны индикаторы универсальных компетенций, которые должны отражать требования к будущей профес- сиональной деятельности педагога и совмещать все уровни подготовки. Нерешённость вопроса о сопряжении введённых федеральных стандартов для различных уровней обучения приводит к рассогласованию программ и процесса подготовки специалиста к реальной профессиональной деятельности, выполняемой учителем. Целью исследования являются анализ и оценка преемственности и сформированности универсальных компетенций бакалавра педагогического вуза на срезе «ученик – студент – учитель». Исследование проводится на основе теоретических методов анализа, сравнения и обобщения. В результате предложена редактированная версия ин- дикаторов УК-4, впервые описаны дескрипторы её формирования. Сделан вывод о включении предложенных дескрипторов в рабочие учебные программы дисциплин подготовки будущих учителей.

Ключевые слова: универсальные компетенции, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональные стандарты, подготовка будущих педагогов, преемственность федеральных стандартов.

Дата поступления статьи: 12 февраля 2021 г.

Для цитирования: Терещенко Ю. А., Долгова А. А. (2021). Оценка преемственности универсальных ком- петенций в профессиональной траектории будущего учителя // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 15. № 2. С. 116–122. DOI: 10.17238/issn1998-5320. 2021.15.2.14.

Скачать статью