Исследование эффективности применения эмпирического метода «опытно-инновационная работа»

С. М. Андрюшечкин

Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация

Исследование эффективности применения эмпирического метода «опытно-инновационная работа»

Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена задачей повышения эффективности эмпи- рической части педагогических исследований. Цель исследования: выяснить, насколько эффективно примене- ние метода опытно-инновационной работы в случае оценки качества вновь созданной системы дидактических средств, обеспечивающих изучение курса физики основной школы на основе деятельностного подхода. Исследо- вание является частью общего педагогического исследования дидактического комплекса проблемного обучения, методологическую основу которого составили принципы личностно ориентированного развивающего образова- ния, системный подход. Данное конкретное исследование осуществлялось с использованием следующих эмпири- ческих методов: изучение литературы, метод экспертных оценок, анкетирование. В ходе исследования выявлено, что такой эмпирический метод, как опытная работа, при проведении педагогических исследований по теории и методике обучения и воспитания используется редко. Дополнительно также выявлено использование значитель- ным числом исследователей «гибридного» метода: «опытно-экспериментальная работа». Обоснована необходи- мость применения в большинстве случаев метода опытной работы как завершающего элемента эмпирической части педагогического исследования. Установлена высокая эффективность применения метода опытно-иннова- ционной работы в случае исследования дидактических качеств разработанной автором системы средств обучения для курса физики основной школы (дидактического комплекса проблемного обучения «Физика – 7–9»). Результа- ты работы указывают на необходимость более широкого применения опытной (опытно-инновационной) работы при проведении эмпирической части педагогических исследований по теории и методике обучения и воспитания.

Ключевые слова: эмпирические методы педагогических исследований, эффективность опытно-инновацион- ной работы, дидактический комплекс.

Дата поступления статьи: 7 июня 2021 г.

Для цитирования: Андрюшечкин С. М. (2021). Исследование эффективности применения эмпирического метода «опытно-инновационная работа» // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 15. № 2. С. 131–137. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.2.16.

Скачать статью