ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО И ЛИРИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ КАК ОРГАНИЗУЮЩИЙ ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В ЛИРИЧЕСКОМ ЦИКЛЕ ДМИТРИЯ ВОДЕННИКОВА «ТРАМВАЙ»

Авторы:

Е. П. Гаранина, Павлодарский государственный педагогический университет, Республика Казахстан

Аннотация:

Проблема и цель. В данной работе предлагается возможный опыт интерпретации цикла «Трамвай», построенный на анализе особенностей художественного пространства как центрального организующего и объединяющего элемента цикла.
Методология анализа цикла «Трамвай» определяется художественной целостностью цикла, который представляет собой единый метатекст. Отдельные стихотворения в составе цикла взаимодействуют друг с другом, в результате чего создаётся единое художественное пространство. Особенностями художественного пространства объясняется система сквозных образов. Объединяющим элементом в цикле является также сознание лирического героя, воспринимающего это пространство.
Результаты. Можно говорить о том, что в цикле «Трамвай», по сравнению с первым циклом Дмитрия Воденникова, происходит усложнение и расширение художественного пространства, однако сохраняется принцип двойственности: существует реальное пространство, но в сознании лирического героя оно преобразуется, изменяется (и в этом изменённом пространстве сохраняются элементы реального хронотопа).
Выводы. Композиционным элементом, который объединяет отдельные стихотворения в цельный цикл, является художественное пространство, опирающееся на реальное географическое пространство Москвы. Центральный образ, связывающий элементы московского пространства воедино, – трамвай. С ним же связано развитие лирического сюжета цикла – лирический герой с друзьями путешествуют на трамвае по Москве. Такое построение лирического сюжета позволяет ввести в цикл сквозные темы: детства, бытия и небытия, творчества, важные для всей поэзии Дмитрия Воденникова.

Ключевые слова:

Д. Воденников, лирический цикл, композиция цикла, лирический субъект, художественное пространство, лирический сюжет.

Скачать полный текст статьи