ЖИВОПИСНЫЙ КОНТЕКСТ В ПОЭТИКЕ КНИГИ И. А. ГОНЧАРОВА «ФРЕГАТ “ПАЛЛАДА”»

Авторы:

Э. И. Коптева, Омский государственный педагогический университет

Аннотация:

Проблема и цель. В статье рассматривается жанрово-стилевое своеобразие указанной книги, выражающееся в авторефлексии, эссеистической свободе письма, потребности в активном читательском восприятии, стремлении соединить личный опыт с общечеловеческим и др. Эмпирической основой исследования стало кругосветное путешествие Гончарова (1852–1855 гг.) и восприятие писателем западной живописи, в частности, в центре внимания – сопоставительный анализ картин Рембрандта, хранящихся в Эрмитаже и Лондонской национальной галерее.
Методология. В основе работы лежит историко-сопоставительный анализ, а также концепция диалога искусств в культуре XVIII–XIX вв., опирающаяся на исследования М. М. Бахтина и В. С. Библера. Жанрово-стилевой анализ отталкивается от идей М. Н. Эпштейна об эссеистическом мышлении и концепции философской прозы XIX в., раскрывающейся в трудах А. Э. Еремеева, Е. А. Акелькиной, М. С. Штерн.
Результаты. В статье проанализирован живописный стиль прозы И. А. Гончарова, поэтика «свободного слова», приём умолчания, опора автора на активность сознания читателя.
Выводы. Книга И. А. Гончарова «Фрегат “Паллада”» раскрывает широкий культурный, в том числе живописный, контекст, создающий аллюзивный фон, благодаря которому читатель погружается в творческую атмосферу путешествия писателя и его размышления о человеческой природе, об искусстве, об истории. Поиск целостного сознания является ключевым в книге И. А. Гончарова, раскрывающей художественное своеобразие философской прозы.

Ключевые слова:

И. А. Гончаров, живописный контекст, Эрмитаж, Лондонская национальная галерея, жанрово-стилевое единство, авторефлексия, жанровый синтез, эссеистический стиль, философская проза.

Скачать полный текст статьи