Изучение влияния характера дидактических средств на развитие диалектического мышления учащихся

С. М. Андрюшечкин
asm57@mail.ru
Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация

Изучение влияния характера дидактических средств на развитие диалектического мышления учащихся

Аннотация: В настоящее время многие учителя являются (или хотели бы быть) активными участниками личностно ориентированного развивающего образовательного процесса. В этой ситуации для них представляет ценность информация об эффективности средств обучения, предлагаемых им дидактами. Это определяет акту- альность соответствующих эмпирических исследований дидактических средств. Цель исследования: выявить, влияют ли на становление диалектического мышления школьников дидактические средства, созданные для реализации проблемного обучения (на примере курса физики основной школы). Исследование является элементом более масштабного изучения дидактической эффективности комплекса средств проблемного обучения «Физика – 7–9», методологической основой которого является системный подход и принципы личностно ориентированного развивающего образования. Результаты исследования позволили сделать вывод об отличии уровней диалектической структуры продуктивного мышления в эксперимен- тальных и контрольных группах, что обусловлено применением в образовательном процессе в эксперимен- тальных группах системы дидактических средств проблемного обучения по курсу физики основной школы. Научная новизна заключается в исследовании эффективности дидактических средств в плане влияния харак- тера средств (предназначенных для использования в репродуктивном образовательном процессе или в разви- вающем образовании, например, на основе проблемного обучения) на развитие интеллектуальной сферы учащихся, в частности диалектического мышления.

Ключевые слова: дидактические средства, проблемное обучение, развитие диалектичности мышления учащихся.

Дата поступления статьи: 30 марта 2022 г.

Для цитирования: Андрюшечкин С. М. (2023) Изучение влияния характера дидактических средств на развитие диалектического мышления учащихся. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 17, № 1, с. 163–175. DOI: 10.57015/issn1998-5320.2023.17.1.18.

Скачать статью