Организационно-педагогические условия развития универсальных компетенций магистров вуза: интегративно-развивающий подход

И. В. Куламихина, Е. Ю. Камышева
irakula@yandex.ru
Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, г. Омск, Российская Федерация
Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация

Организационно-педагогические условия развития
универсальных компетенций магистров вуза:
интегративно-развивающий подход


Аннотация: Научная проблема обусловлена противоречиями между необходимостью формирования у магистрантов системных универсальных характеристик личности и отсутствием системности в самом предметном преподавании, разобщенностью между дисциплинами профессионального и гуманитарного циклов. Проблема развития совокупности универсальных компетенций магистрантов решается посредством создания организационно-педагогических условий в учебном процессе при обучении профессиональному иностранному языку. Методологической основой исследования является интегративно-развивающий подход к развитию универсальных компетенций магистрантов, а также были использованы идеи педагогической инте¬грации как интеграции целей, содержания, форм, методов и результатов образования в определении системы условий. Разработана система организационно-педагогических условий развития совокупности универ¬сальных компетенций магистрантов, включающая: осуществление целеполагания с учетом направленности на совокупность универсальных компетенций магистрантов; конструирование интегративного предметно-де¬ятельностного содержания обучения; организацию субъект-субъектного взаимодействия в учебном процессе через интеграцию компетентностно-сообразных методов и технологий обучения; организацию комплексного оценивания совокупности универсальных компетенций. Определены критерии результативности развития совокупности универсальных компетенций магистрантов в учебном процессе — наличие созданных органи¬зационно-педагогических условий в учебном процессе и динамика развития универсальных компетенций в процессе изучения профессионального иностранного языка. Предложенная система организационно-педаго¬гических условий может быть использована при разработке рабочей программы и фонда оценочных средств дисциплины «Профессиональный иностранный язык» в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++.

Ключевые слова: интегративно-развивающий подход, компетентностный подход, организационно-педагогические условия, универсальные компетенции, коммуникативная компетенция.

Дата поступления статьи: 15 марта 2022 г.

Для цитирования: Куламихина И. В., Камышева Е. Ю. (2022) Организационно-педагогические условия развития универсальных компетенций магистров вуза: интегративно-развивающий подход. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 4, с. 74-83. DOI: 10.57015/issn1998-5320.2022.16.4.9.

Скачать статью