Эстетизация небытия в современной русской рок-поэзии

Е. В. Локтевич
160904@tut.by
Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь

Эстетизация небытия в современной русской рок-поэзии

Аннотация: Субъектно-образная структура современной русской рок-поэзии исследуется в фокусе экзистенциально-феноменологического подхода. Эстетизация небытия осмысляется на материале текстов песен девяти российских рок-групп («Мельница», «Аффинаж», «Йорш», «Кроу», «Дайте два», «Седьмая раса», «Аборт мозга», «Ангел НеБес», «Lumen») в связи со сменой парадигм художественности. В свете обратной иерархии образной сферы рок-текстов определяются пути формирования экзистенциально-виртуальной художествен-
ности. Обосновывается концептуальная четырехэлементная модель небытия, которая может расширяться в силу специфики коммуникативного строя современной рок-поэзии и актуализации игровой внесубъектности. Экзистенциальная игра лирического героя со смертью изучается в рамках закономерностей виртуального
мира. Характеризуется влияние связи эстетизации небытия и демонического эстетства на содержательно-формальное построение рок-поэзии. Отталкиваясь от системно-субъектного метода, автор статьи демонстрирует вариативность субъектной организации современного рок-текста. Небытие рассматривается в связи с кате-
гориями философско-эстетического порядка (жизнь, судьба, счастье, свобода, мир, сон и др.), что позволяет обозначить характер и динамику ценностных ориентиров рок-поэзии. Отмечается, что смерть может обретать субъектный статус, наделена харизмой особого типа и часто воспринимается лирическим героем как
жизнь, мыслимая по законам реального бытия. Граница между субъектом бытия и субъектом небытия в статье проанализирована в контексте образов-символов «дверь», «окно» и «дорога». Выявлено, что взаимодействие лирического героя и реципиента осуществляется посредством художнически обыгранного этико-эстетиче-
ского мазохизма, который выступает заменой христианского покаяния и самонаказания. Ставится вопрос об уникальности эмоционального тона современной русской рок-поэзии, так как сама сущность лирического переживания обретает новые формы субъектно-образных воплощений.

Ключевые слова: рок-поэзия, субъектная организация, лирический герой, образ, эстетизация, небытие, экзистенциализм.

Дата поступления статьи: 1 апреля 2022 г.

Для цитирования: Локтевич Е. В. (2022) Эстетизация небытия в современной русской рок-поэзии. Наука
о человеке: гуманитарные исследования, том 16, No 3, с. 66–78. DOI: 10.57015/issn1998-5320.2022.16.3.7.

Скачать статью