Экономические метафоры с ключевыми лексемами «цена» и «рынок» в текстах современных российских медиа

Т. С. Глушкова, О. П. Матиенко
dis555gts@mail.ru
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Российская Федерация

Экономические метафоры с ключевыми лексемами «цена» и «рынок» в текстах современных российских медиа

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы метафорического моделирования в медийном дискурсе экономической тематики. Постулируется неразрывная связь мира экономики и языка. Раскрывается функционал экономической метафоры в текстах СМИ, который заключается в языковой объективации реалий сферы
экономики, оценке экономических событий, способности воздействовать на адресата. Набор функций, которые выполняет метафора в определенном типе дискурса, определяется целью и задачами, ценностями, составом участников, местом и временем протекания коммуникации. Выявляются наиболее продуктивные модели метафор, репрезентирующих такие понятия экономики, как цена и рынок. Применение когнитивно-дискурсивного анализа метафорических номинаций сфер-мишеней «цена» и «рынок» позволило определить ряд метафор, являющихся ключевыми для современных медийных текстов экономической проблематики. В качестве ключевых метафор со сферой-мишенью «цена» можно рассматривать метафоры роста, взлета, скачка, а также падения. Для сферы-мишени «рынок» ключевыми будут метафоры со сферой-источником «человек». Материалы исследования могут быть использованы в развитии теории метафорического моделирования
применительно к экономическому фрагменту национальной картины мира, при системном изучении способов воздействия на массовое сознание посредством медиатекстов, а также при изучении закономерностей метафорического моделирования в рамках других дискурсов.

Ключевые слова: экономика, цена, рынок, метафора, метафорическая модель, сфера-мишень, ключевые метафоры текущего момента.

Дата поступления статьи: 1 февраля 2022 г.

Для цитирования: Глушкова Т. С., Матиенко О. П. (2022) Экономические метафоры с ключевыми лексе-
мами «цена» и «рынок» в текстах современных российских медиа. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, No 3, с. 57–65. DOI: 10.57015/issn1998-5320.2022.16.3.6.

Скачать статью