Поэтика портрета в поздней лирике М. Ю. Лермонтова

Г. В. Косяков

gen777kos@mail.ru

Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация

Поэтика портрета в поздней лирике М. Ю. Лермонтова

Аннотация: Статья посвящена изучению основных принципов создания портрета и семантики портретных деталей в поздней лирике М. Ю. Лермонтова 1837–1841 гг. в контексте его творческой эволюции, художественной антропологии, соединения черт, присущих поэтике романтизма и реализма. Цель статьи – раскрыть художе- ственное своеобразие русского поэта в отражении внешних и внутренних индивидуальных черт личности, в сфере психологического портретирования. Исследование проводится на основе историко-литературного, куль- турно-исторического, историко-генетического методов, семиотического анализа, методики целостного анализа, ориентированной на выявление значимости художественной детали. Результаты заключаются в выявлении новаторства Лермонтова в создании лаконичных лирических портретов, раскрывающих духовную динамику. Художественные детали портрета позволяют прояснить как индивидуальные особенности лирических адресатов и героев, так и авторские оценки. В работе анализируются разнообразные типы лирических портретов и их образные доминанты. Лаконичные портретные характеристики в лирике Лермонтова достаточно разнообразны: портрет-эпитет, портрет-сравнение, портрет-метафора, портрет-антитеза. Делаются выводы о том, что портреты в поздней лирике Лермонтова освобождаются от романтической условности и стремятся раскрыть конкретные черты личности. Портрет в рамках лирического текста при всей лаконичности раскрывает через систему худо- жественных деталей духовные глубины личности, ее метафизические основания, соединение конечного и бессмертного. Портретная деталь при этом становится полифонической, психологически раскрывая не только духовно подвижный мир личности, но и особенности авторского миросозерцания, его картины мира, прежде всего динамичность и контрастность. Лаконичные лирические портреты создаются не только посредством эпитетов, в т. ч. колористических, метафор, сравнений, антитез, но и при помощи глагольных форм. В лирике Лермонтова органично взаимодействуют портрет и пейзаж.

Ключевые слова: поэтика, портрет, лирика, романтизм, художественная деталь, антропология, душа.

Дата поступления статьи: 6 марта 2022 г.

Для цитирования: Косяков Г. В. (2022). Поэтика портрета в поздней лирике М. Ю. Лермонтова. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 2, с. 8–17. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2022.16.2.1.

Скачать статью