Парадигмальный уровень проектирования концепции формирования российской гражданской идентичности школьников

С. Г. Чухин, Е. В. Чухина

* chukin2009@mail.ru

Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация

Парадигмальный уровень проектирования концепции формирования российской гражданской идентичности школьников

Аннотация: Проблема исследования заключается в теоретическом осмыслении парадигм гражданского образования и критериев (индикаторов) результативности формирования российской гражданской идентичности школьников в современных социокультурных условиях социализации гражданина. Научная задача — проектирование концепции формирования российской гражданской идентичности школьников на парадигмальном (объективно заданном) уровне в процессе теоретического анализа патриотической, правовой и системной парадигм гражданского образования в формировании российской гражданской идентичности школьников в соответствии со структурой организации педагогического процесса. Методологические основы исследования определены положениями соци- окультурного, социализирующего и системного подходов. Используемые материалы (информационная база) — пу- бликации, посвященные теории и практике формирования гражданской идентичности школьников: педагогическая периодика, сборники научных трудов по вопросам гражданского образования. Методы исследования: теоретический анализ и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, теоретико-методологический анализ, систематизация, интерпретация. Основной результат исследования, область его применения — обоснование общего и особенного в формировании российской гражданской идентичности школьников в контексте патриоти- ческой, правовой и системной парадигм гражданского образования. Данные результаты могут быть учтены при обосновании общего и особенного в реализации технологий гражданского образования, коммеморативных практик и территорий коммеморации по формированию российской гражданской идентичности школьников. Выводы: системная парадигма гражданского образования позволяет наиболее оптимально решать задачи формирования российской гражданской идентичности школьников в современных социокультурных условиях социализации гражданина. В качестве основного продукта комплексной реализации технологий с позиций системной парадигмы гражданского образования выступает статус школьной идентичности обучающегося.

Ключевые слова: парадигма, гражданское образование, гражданская идентичность, патриотическая парадигма гражданского образования, правовая парадигма гражданского образования, системная парадигма гражданского образования.

Дата поступления статьи: 30 августа 2021 г.

Для цитирования: Чухин С. Г., Чухина Е. В. (2021) Парадигмальный уровень проектирования концепции формирования российской гражданской идентичности школьников. Наука о человеке: гуманитарные исследо- вания, том 15, № 4, с. 92–101. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.4.10.

Скачать статью