Методологическая программа формирования функциональной грамотности школьников

Н. И. Чуркина
Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация

Методологическая программа формирования функциональной грамотности школьников

Аннотация. В статье обоснована методология и методы педагогического исследования формирования функ-
циональной грамотности школьников, которые представлены как один из современных результатов образова-
ния. В трудах российских исследователей разработаны отдельные компоненты формирования функциональной
грамотности, представлены частные методики, обоснован экономический эффект развития функциональной
грамотности для страны. В науке накоплен достаточный материал по проблеме формирования функциональной
грамотности, но при этом не обоснована универсальная педагогическая система, которая позволяла бы создать
условия для подготовки функционально грамотного школьника. Практическая актуальность обозначенной про-
блемы детерминирована поиском продуктивных педагогических средств повышения уровня функциональной
грамотности школьников, который происходит во всех мировых системах образования, в том числе России. Цель
исследования состоит в обосновании методологии исследования и практической системы формирования функци-
ональной грамотности школьников. Методологическую программу исследования составляет комплекс общенауч-
ных, парадигмальных и инструментальных подходов. В процессе достижения цели исследования использовался
комплекс общенаучных методов: анализа, синтеза, описания, обобщения, систематизации. В результате проведён-
ного исследования обоснован следующий тезис: функциональная грамотность должна изучаться как междисци-
плинарный феномен, который можно рассматривать в качестве современного результата образования. Представ-
лена авторская методологическая программа исследования данного процесса, включающая следующие подходы:
системный, социокультурный, концепция социального конструктивизма, концепция местных сообществ, лингво-
дидактика, – каждый из которых используется при решении соответствующих задач исследования. Обоснована
технология формирования функциональной грамотности школьников.

Ключевые слова: функциональная грамотность, методология исследования, социокультурный подход, социальный конструктивизм, качество общего образования, результаты образования.

Дата поступления статьи: 23 августа 2021 г.

Для цитирования: Чуркина Н. И. (2021) Методологическая программа формирования функциональ-
ной грамотности школьников // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Том 15. № 3. С. 102–109.
DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.3.12.

Скачать статью