Изменение исследовательского поля современной дидактики

Авторы:

Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, г. Ярославль, Российская Федерация
Институт стратегии развития образования Российской академии образования, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация:

Цель статьи – описать изменение исследовательского поля дидактики, охарактеризовать появление новых объектов изучения. Изначально дидактика представляла собой совокупность правил, которые обосновывались выведенными из практики положениями. Постепенно возникло понимание того, что дидактика – это наука об обучении со всеми компонентами научного знания. Современная социокультурная ситуация ставит перед ней задачи, обусловливающие появление новых отраслей дидактического знания и определяющие тенденции её изменения в целом, усиление роли междисциплинарных исследований. В статье в качестве научной проблемы рассматривается выявление перспективных направлений дидактических исследований, расширение её исследовательского поля. Классическая дидактика акцентировала внимание на изучении процесса общего образования, позже в её исследовательское поле вошли особенности процесса обучения и на других уровнях образования. В настоящее время активно развиваются дидактические исследования корпоративного, неформального образования, образования людей «серебряного возраста». В статье положения общей дидактики конкретизируются применительно к новым объектам, включающимся в её исследовательское поле, рассматриваются проблемы дидактики высшего образования.

Ключевые слова:

Дидактика, исследовательское поле, общая дидактика, высшее образование, корпоративное обучение.

Благодарности:

Публикация подготовлена в рамках поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) научного проекта № 20-013-00248 «Перспективные направления дидактических исследований в России».

Дата поступления статьи:

30 ноября 2020 г.

Для цитирования:

Иванова Е. О., Осмоловская И. М. (2020). Изменение исследовательского поля современной дидактики // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 15. № 1. С. 68–76. DOI: 10.17238/issn1998-
5320.2021.15.1.8.

Скачать статью