Бытописательные пьесы русских авторов второго плана первой трети XIX века (на примере творчества М. Н. Загоскина)

Авторы:

С. К. Кучигина

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

Аннотация:

Статья посвящена анализу основных тенденций, повлиявших на создание текстового материала комедий первой трети XIX в. Отечественные драматурги первой трети XIX в. всё ещё придерживались традиционных канонов. В драматургии это было необходимо, несмотря на отход от классицистических принципов,
поскольку фабульное построение пьесы, её внутрисценическая «жизнь» должны были отвечать духу времени и видению драматурга. На формирование общих принципов создания комедийных произведений указанного периода в немалой степени оказало влияние мастерство авторов второго плана (в частности, в статье приводится анализ жанрового своеобразия пьес М. Н. Загоскина). Исследование было проведено на основе исторического, описательного, сравнительного, типологического методов, контент-анализа, композиционного анализа. В качестве материала анализа послужили тексты пьес Н. В. Гоголя, М. Н. Загоскина, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова. Внимание исследователей прошлого и настоящего было сосредоточено на отдельных вопросах поэтики драматургических произведений: проблема героя, характерология персонажей, специфика авторского присутствия в произведении, замысла и пр. В этом отношении автором статьи в качестве научной основы используются ключевые положения трудов Ю. М. Лотмана [1], А. И. Журавлёвой [2], В. И. Мильдона [3], А. И. Ревякина [4], А. Н. Копылова [5], Т. И. Радомской [6], Е. А. Моисеева [7]. Результаты заключаются в выводах, свидетельствующих о влиянии авторов второго плана на становление отечественной драматургии первой трети XIX в. Любовная история, как правило, являлась «антуражем», помогающим представить основное действие как можно более
полно: это можно наблюдать, например, в пьесе «Комедии против комедии, или Урок волокитам». Здесь в основе заложена критика литературного направления, а любовная тематика служит лишь фоном. Такой тип комедий можно соотнести с комедиями острой сатирической направленности, с памфлетными комедиями. На основе данных исследования автор приходит к тому, что выразительность фабульной поэтики драматургических произведений обозначенного периода во многом достигалась за счёт традиций, заложенных авторами второго плана.

Ключевые слова:

Авторы второго плана, пьеса, разноплановость комедийных произведений, своеобразие фабульной поэтики, драматургические эксперименты.

Дата поступления статьи:

20 мая 2020 г.

Для цитирования:

Кучигина С. К. (2020). Бытописательные пьесы русских авторов второго плана первой трети XIX века (на примере творчества М. Н. Загоскина) // Наука о человеке: гуманитарные исследования.
Т. 15. № 1. С. 15–22. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.1.2.

Скачать статью