Когнитивная визуализация как способ активизации учебно-познавательной деятельности при работе с электронным учебником

Авторы:

О. В. Селезнёва, Н. С. Кузнецова

Омский автобронетанковый инженерный институт – филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева, г. Омск, Российская Федерация
Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. маршала Советского союза С. К. Тимошенко, г. Кострома, Российская Федерация

Аннотация:

Данная статья посвящена частному дидактическому вопросу – повышению эффективности использования средств наглядности в электронных учебниках для стимулирования когнитивных процессов обучающихся и повышения осознанности получаемых знаний. Область исследования – информационно-образовательная среда военного вуза, объект – использование электронных учебников при обучении экологии, предмет – проектирование визуально-информационных моделей для электронных учебников по экологии.
Методологической основой исследования послужила теория инструментальной дидактики (В. Э. Штейнберг, Н. Н. Манько), уходящая корнями в идеи П. Я. Гальперина об ориентировочных основах действий и Н. Ф. Талызиной об управлении процессами усвоения знаний. Статистическая достоверность результатов педагогического эксперимента подтверждена с использованием критерия Манна – Уитни. Уточнены типы средств когнитивной визуализации, используемые в контенте электронных учебников по военной экологии. Приведены методические рекомендации по разработке дидактических моделей для контента электронных учебников, а также учебных задач для включения их в учебно-познавательную деятельность обучающихся. Материал статьи может представлять интерес для преподавателей, разрабатывающих авторские электронные пособия, а также всех тех, кто стремится к повышению информационной культуры образовательной среды.

Ключевые слова:

Обучение экологии, электронный учебник, дидактический дизайн, знаково-символические модели, экологическое мышление.

Дата поступления статьи:

28 июня 2020 г.

Для цитирования:

Селезнёва О. В., Кузнецова Н. С. (2020) Когнитивная визуализация как способ активизации учебно-познавательной деятельности при работе с электронным учебником // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 4. С. 128–138. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.16.

Скачать полный текст статьи