ЭССЕИЗМ КАК ВЕДУЩАЯ ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА

Авторы:

А. Э. Еремеев

Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация

Аннотация:

Проблемы жанрообразования и стилевого своеобразия в русской прозе первой половины XIX века напрямую связаны с развитием романтического сознания и трансформацией философско-аллегорических форм. В этой связи представляется плодотворным и важным выявление направления и путей перестройки традиционных жанров в художественной практике И. В. Киреевского как некоего показателя основных тенденций русского литературного процесса XIX века, становление той «мыслительности», которая станет основополагающим началом её национальной особенности. В данной статье указанная проблематика осмысляется в анализе биографического очерка И. В. Киреевского «Е. А. Баратынский». Жанрово-стилевая форма указанного очерка рассматривается в качестве одного из источников эссеистического мышления в русской классической литературе. Синтез жанровых традиций, трансформация философско-аллегорических жанров, наконец, поиск способов изображения целостной личности героя – все эти черты эссеизации биографии осмысляются с опорой на исследования С. С. Аверинцева и М. Н. Эпштейна. Биографический очерк Киреевского не просто соединяет две различные установки (биографии и очерка), он рождает новое жанровое качество в их органическом сплаве. Автор осмысляет уже не столько действительность, а скорее, развитие сознания Баратынского-поэта. Речь в эссеистическом очерке приобретает афористический характер. Возникает определенный философизм как средство для упорядочивания систематизации явлений действительности, появляется стремление подвести итог, помочь читателю постичь всю многосложность поэтического дарования и жизни великого поэта. Киреевский, исследуя современный мир через призму биографии Баратынского, впервые в русской эстетической мысли осознает диалектику сопряжения автора-творца с читателем и непосредственно эпохой, разрабатывает сложнейший многосторонний акт познания автора-творца и открывающего, т. е. критика, а также познающего – читателя. Поэтому истинным предметом эстетического осмысления выступает постижение духовного мира, живого знания художника, то есть осознание его жизнетворчества. Риторическое начало, использование диатрибы, рубрикации, определенный дидактизм, стремление к универсализму, воссоздание процесса мышления – все перечисленные приемы упорно противятся сколько-нибудь чёткому определению своей жанровой доминанты, создавая некую наджанровую систему, обозначаемую как эссеизм.

Ключевые слова:

И. В. Киреевский, Е. А. Баратынский, эссеизм, биографический очерк, афористика, философско-аллегорические жанры, риторическая организация жизненного материала.

Дата поступления статьи:

5 ноября 2020 года

Для цитирования:

Еремеев А. Э. (2020). Эссеизм как ведущая форма художественной культуры XIX века
// Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 14. С. 8–16. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.1.

Скачать полный текст статьи