ФАКТОРЫ И ЭФФЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕТЕЙЛА СТРОЙМАТЕРИАЛОВ)

Авторы:

П. А. Степнов, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
В. Е. Орлова, Компания Kamagames Studio, Москва

Аннотация:

Проблема и цель. Авторами предпринята попытка комплексного анализа особенностей потребительского поведения (выбора) в относительно специфичном сегменте современного ретейла строительных материалов. Междисциплинарные исследования в текущей экономической практике приводят к более реалистичному пониманию человеческого поведения и принятию решений в экономической сфере. В качестве методологической основы авторы опирались на междисциплинарный синтез подходов (институционализма и нейромаркетинга) к изучению потребительского поведения для расширения поля экономического анализа. Целью исследования являлось: 1) изучение факторов, влияющих на стратегию поведения потребителя на рынке строительных и отделочных материалов; 2) анализ, т. е. выявление, ранжирование и классификация комплекса мотивов и побуждений современного покупателя / потребителя при выборе продукта и услуги; 3) формулирование практических рекомендаций ретейлерам и потребителям.
Методы. В ходе работы была разработана и реализована программа исследования поведения покупателей в торговом центре ООО «Леруа Мерлен». Методами исследования потребительского поведения были избраны – анкетный опрос, долговременное наблюдение и беседы-интервью без заданного сценария.
Результаты. Первое: осуществлена репрезентативная выборка из клиентского сообщества торговой сети «Леруа Мерлен» с последующим статистическим распределением и анализом полученных результатов. Второе: проведена разносторонняя стратификация клиентской базы по ряду значимых критериев. Третье: на основе собранных материалов выявлена и проанализирована специфика функционирования данного сегмента ретейла. Определены конкурентные преимущества вышеуказанной фирмы. Четвёртое: сформулированы рекомендации соответственно для компании-ретейлера и для потребителей.
Выводы. Междисциплинарные концепции в современной экономической теории и таковые же исследования в практике приводят к более реалистичному пониманию человеческого поведения в принятии экономических решений. В результате исследования произведена группировка клиентов по набору значимых критериев и определены превалирующие мотивы их поведения в поле соответствующего ретейла, проанализирован ряд значимых тенденций в сфере ретейла, сформулированы рекомендации как для компании-ретейлера, так и для клиентов.

Ключевые слова:

ретейл, институциональный анализ, маркетинг, нейромаркетинг, потребительское поведение, междисциплинарный анализ, системы мышления Канемана, факторы динамики, поведенческий мотив, альтернативы, маркетинговые эффекты.

Скачать полный текст статьи