ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ: АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИЯ

Авторы:

В. И. Благоев, Университет менеджмента Варна, София, Болгария
П. Н. Желев, Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата, Республика Казахстан
Е. П. Шустова, Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет, Республика Казахстан

Аннотация:

Проблема и цель. Основная цель данного исследования состоит в оценке влияния факторов, которые определяют уровень проникновения интернет-банкинга среди населения, на примере двух стран – Казахстана и Болгарии. Основные задачи включают анализ таких факторов как, демографические (плотность населения, возрастная структура), плотность покрытия населенных пунктов банковскими офисами, степень проникновения Интернета, цифровая грамотность, доверие к банковской системе и техническим устройствам, связанных с системой ИБ.
Методология. В рамках данного исследования применялись методы логического, статистического и графического анализа. Для проведения анализа использовались статистические данные Мирового банка, Национального Банка Республики Казахстан, Комитета статистики РК, Национального Банка Республики Болгария, Eurostat. Впервые было проведено исследование плотности распределения банковских офисов по территории Болгарии на основе изучения данных, представленных на сайтах каждого болгарского банка. Кроме того, использован метод социологического опроса населения Казахстана и Болгарии с целью выявления основных факторов, оказывающих влияние на развитие электронного банкинга в данных странах. Для определения логической структуры работы авторами был выбран вариант формулирования гипотез, которые были подтверждены либо опровергнуты с использованием вышеуказанных методов исследования.
Результаты и выводы. Все факторы, оказывающие влияние на степень проникновения услуг ИБ среди населения страны, можно разделить на факторы прямого и косвенного воздействия. Уровень цифровизации не влияет прямо на уровень проникновения ИБ в стране, но является важным условием его развития. Уровень финансовой грамотности населения, знание об основных банковских продуктах и услугах, возможностях использования дистанционных каналов банковского обслуживания, а также получения других финансовых услуг в режиме онлайн является важным фактором развития ИБ. Повышение уровня финансовой грамотности населения страны – это стратегическая задача, требующая всестороннего изучения через призму успешного международного опыта. Возрастная структура населения не оказывает прямого влияния на развитие ИБ среди населения страны. Плотность покрытия населенных пунктов банковскими офисами не является решающим фактором для развития интернет-банкинга в стране, хотя косвенно влияет на него. Уровень доверия потребителей к банковской системе, к своему банку, к техническим системам и устройствам, которые связаны с продвижением услуг интернет-банкинга, является ключевым фактором в развитии ИБ.

Ключевые слова:

интернет-банкинг, мобильный банкинг, факторы развития интернет-банкинга, стратегия развития банков, компьютерная грамотность, финансовая грамотность.

Скачать полный текст статьи