ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕПОЧКИ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Авторы:

Г. О. Айтжанова, Омская гуманитарная академия,
О. Ю. Патласов, Омская гуманитарная академия, Сибирский казачий институт технологий и управления (филиал) МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ), Омск

Аннотация:

Проблема и цель. В данной статье рассмотрены проблемы перехода к новому технологическому укладу, вопросы системы ценообразования и формирования цепочки добавленной стоимости нефтегазовой отрасли, которая включает такие операции, как разведка и разработка, производство и продажа продукции для типичного нефтегазового комплекса. Рассматривается методика формирования цепочки добавленной стоимости, от точки создания стоимости до стратегически связанных действий производственной компании. Отражены задачи управления цепочкой добавленной стоимости, решение которых приведет на локальном уровне к достижению экономической эффективности, росту инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности компаний сырьевых отраслей.
Методология. Исследование основано на обзоре научной литературы и зарубежного опыта, сборе вторичных данных из существующих аналитических отчётов и других источников статданных России в сфере нефтегазовой отрасли. Во всех странах мира присутствует в той или иной степени государственное регулирование образования цен на нефтепродукты.
Результаты. Инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность зависят от величины и состава добавленной стоимости, следовательно, чтобы усилить свои преимущества, компаниям необходимо анализировать цепочку добавленной стоимости нефтегазовой продукции. Приведён метод управления цепочкой добавленной стоимости, обеспечивающий возможность принимать экономически обоснованные стратегические решения. Демонстрируется снижение доли нефтегазовых доходов в российском бюджете. Доказывается, что директива ЕС о добавлении к топливу биотоплива является препятствием на пути поставок отечественных углеводородов с углублённой переработкой в бензин, керосин, дизельное топливо.
Выводы. Анализ ценообразования и цепочки добавленной стоимости является центром финансово-экономической и технологической ответственности для оценки конкурентоспособности компаний. Цепочка создания стоимости – это полный процесс деятельности, включая НИОКР, проектирование, производство, маркетинг и дистрибуцию, глубокая переработка нефтегазовой продукции, поставка. В центре внимания – эффективное управление цепочками создания стоимости. Масштабы и сложность глобальной торговли сырой нефтью являются специфическими среди физических товаров. Система образования цен на нефть и нефтепродукты в рамках единого моделирования технологической цепи сопряжена с выявлением всех обстоятельств, влияющих на формирование цены. Нефтегазовая отрасль в информационной экономике должна повысить наукоёмкость и перейти на технологии глубокой переработки сырья, в том числе и в смежных производствах.

Ключевые слова:

сырьевые отрасли, глубина переработки, цепочка добавленной стоимости, нефтегазовые доходы, ценообразование.

Скачать полный текст статьи