ПОЭЗИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА В РОМАНСОВОЙ ЛИРИКЕ ЕГО СОВРЕМЕННИКОВ

Авторы:

Е. Э. Комарова, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Аннотация:

Проблема и цель. В соответствии с актуальной компаративистской направленностью современной гуманитарной науки в статье раскрывается особенность творческого диалога русского поэта М. Ю. Лермонтова и композиторов XIX в., прослеживается музыкальное воплощение особенностей стилистики и образного мира лермонтовской поэзии, утверждается влияние его поэзии на становление жанра лирико-драматического, психологического романса.
Методология основана на положениях современной компаративистики. Основными методами анализа являются историко-культурный, жанровый и семиотический.
Результаты. Особая роль, которую сыграла поэзия М. Ю. Лермонтова в раскрытии новых выразительных возможностей русской музыки романсового жанра, во многом объясняется музыкальностью поэта, гибкостью и содержательной многосторонностью его стиха. Рассматриваются особенности воплощения сложного лирического героя, а также контрастного, «монтажного» образного ряда лермонтовских стихов, жанрового слияния в них элегического начала с одическим, пафосным в музыке композиторов, которые, как правило, не относились к «передовому эшелону» русской музыкальной классики. Особое внимание в этой связи уделяется романсу А. Варламова «Парус». Выдвигается гипотеза о проникновении лермонтовского начала в текст и отчасти в сам образ одного из главных героев оперы П. И. Чайковского по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Выводы. При удачном воплощении в романсовой музыке XIX в. поэзии М. Ю. Лермонтова, при переводе его произведений с одного языка искусства на другой, происходит углубление основного поэтического образа и обогащение выразительных возможностей музыкального языка. Вполне можно утверждать, что обращение композиторов к сложному лирическому герою, к многогранному образному содержанию поэтического творчества Лермонтова поспособствовало переходу русского романса от бытового к лирико-психологическому романсу художественно выразительного, индивидуального характера.

Ключевые слова:

мелодия речитативно-ариозного характера, «монтажность» изложения, ода, элегия, романсовое творчество, А. Б. Варламов, лирика.

Скачать полный текст статьи